ГОСТ Р 22-8-01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях Ликвидация чрезвычайных ситуаций Общие требования

Автор: | 17.02.2015

ГОСТ Р 22.8.01-96

Группа Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

     

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

     

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


Общие требования

Safety in emergencies. Elimination оf emergencies. General requirements

ОКС 13.020*

ОКСТУ 0022

_______________

*  В указателе "Национальные стандарты" 2010 год ОКС 13.200. —

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 1998-01-01


Предисловие

           

1  РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

ВНЕСЕН  Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

2  ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 654

          

3  Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной безопасности"

4  ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5  ИЗДАНИЕ (ноябрь 2000 г.) с Изменением N 1, принятым в мае 2000 г. (ИУС 8-2000)

     1 Область применения

           

Настоящий  стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Положения  настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Настоящий  стандарт применяется совместно с ГОСТ 22.2.04/ГОСТ Р 22.2.04,  ГОСТ 22.2.05/ГОСТ Р 22.2.05,  ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ 22.3.03/ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ 22.6.01/ГОСТ Р 22.6.01,  ГОСТ 22.9.02/ГОСТ Р 22.9.02,  ГОСТ 22.9.04/ГОСТ Р 22.9.04.


     2 Нормативные ссылки

           

В  настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ  Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

ГОСТ  22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ  22.0.04-97/ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ  22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ  22.2.04-97/ГОСТ Р 22.2.04-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила

ГОСТ  22.2.05-97/ГОСТ Р 22.2.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила

ГОСТ  22.3.01-97/ГОСТ Р 22.3.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования

    ГОСТ Р 22.3.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования

ГОСТ  22.3.03-97/ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения

ГОСТ  22.6.01-97/ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования

ГОСТ  22.9.02-97/ГОСТ Р 22.9.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования

ГОСТ  22.9.04-97/ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования

     3 Определения

           

3.1  В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1  биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.2  инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.

3.1.3  медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.

3.1.4  радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.

3.1.5  химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.

3.1.6  санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.7  пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.

3.1.8  санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.

3.1.9  дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.10  детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.

3.1.11  дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.

3.1.12  дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.13  Остальные термины — по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ 22.0.03/ГОСТ Р 22.0.03,  ГОСТ 22.0.04/ГОСТ Р 22.0.04, ГОСТ 22.0.05/ГОСТ Р 22.0.05.

     4 Общие положения

           

4.1  Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

4.2  Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:

—  разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;

—  анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;

—  принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;

—  проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

—  обеспечение процесса ликвидации ЧС;

—  жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.

(Измененная  редакция, Изм. N 1).

     5 Общие требования

           

5.1  Разведка в зоне ЧС

5.1.1  Основными видами разведки являются:

—  биологическая;

—  инженерная;

—  медицинская;

—  радиационная;

—  санитарно-эпидемиологическая;

—  химическая;

—  пожарная.

5.1.2  Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:

—  непрерывность;

—  своевременность;

—  полнота и достоверность данных.

5.1.3  Биологическая разведка должна:

—  определить масштабы и границы зон заражения;

—  выявить источники, определить вид и характер заражения;

—  вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

5.1.4  Инженерная разведка должна:

—  определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

—  определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;

—  определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;

—  установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;

—  установить нахождение пострадавших.

5.1.5  Медицинская разведка должна:

—  выявить пораженных, их численность и состояние;

—  наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;

—  определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

5.1.6  Радиационная разведка должна:

—  выявить источники радиоактивного загрязнения;

—  определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

—  определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;

—  вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;

—  предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

5.1.7  Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:

—  определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;

—  предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);

—  вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

5.1.8  Химическая разведка должна:

—  выявить источники химического загрязнения;

—  определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

—  определить обходы участков химического заражения;

—  предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;

—  вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

5.1.9  Пожарная разведка должна:

—  определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;

—  оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;

—  определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

—  выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;

—  определить состояние систем противопожарного водоснабжения.


5.2  Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС

5.2.1  Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.

К  аварийно-спасательным работам относят:

—  поисково-спасательные работы;

—  горно-спасательные работы;

—  противофонтанные работы;

—  работы, связанные с тушением пожаров;

     — работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.

5.2.2  Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

5.2.3  Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

    

5.2,  5.2.1-5.2.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

                      

5.2.4  Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:

—  разведку в интересах проведения указанных работ;

—  инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;

—  локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;

—  поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;

—  создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01;

—  обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;

—  мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.

5.2.5  Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.

Экстренная  медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Лечебно-диагностические  и лечебные мероприятия предусматривают:

—  проведение биологической и медицинской разведок;

—  определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;

—  оказание пораженным первой медицинской помощи;

—  оказание пораженным первой врачебной помощи;

—  оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

—  создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;

—  лечебно-эвакуационные мероприятия — по ГОСТ Р 22.3.02.

5.2.6  Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:

—  проведение санитарно-эпидемиологической разведки;

—  установление характера инфекционной патологии;

—  активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;

—  предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;

—  выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;

—  соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;

—  введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);

—  проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;

—  осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;

—  проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.

5.2.7  Охрана общественного порядка в зоне ЧС.

Охрану  общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.

Мероприятия  по охране общественного порядка предусматривают:

—  организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;

—  контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;

—  пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;

—  охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;

—  учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;

—  учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.

5.3  Жизнеобеспечение населения в ЧС — по ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01.

           

5.4  Обеспечение процесса ликвидации ЧС

5.4.1  Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.2  Основными видами обеспечения являются:

—  инженерное;

—  медицинское;

—  противопожарное;

—  радиационное и химическое;

—  транспортное;

—  дорожное;

—  материальное;

—  техническое;

—  финансовое;

—  метрологическое;

—  гидрометеорологическое.

5.4.3  Требования к обеспечению:

—  высокая готовность;

—  надежность;

—  гибкость.

5.4.4  Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.

5.4.5  Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.6  Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.

5.4.7  Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.

5.4.8  Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.

5.4.9  Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.

5.4.10  Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.

5.4.11  Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.

5.4.12  Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.

5.4.13  Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.

5.5  Организация и руководство ликвидацией ЧС

5.5.1  Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:

—  в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях;

—  в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

—  установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;

—  по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации.

5.5.2  Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

5.5.3  Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

—  о проведении эвакуационных мероприятий;

—  об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

—  о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;

—  об ограничении доступа людей в зону ЧС.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальное издание

М.: ИПК Издательство стандартов, 2000