ГОСТ Р 50993-96
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Содержание
|
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации — Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств»
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. № 669
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditoning systems. Requirements for efficiency and safety |
Дата введения 1997-07-01
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее — АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее — обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) и безопасности работы.
Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования
ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции
ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования
ОСТ 37.001.413-86 ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1. Вентиляция: Обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17°С, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.
3.1.2. отопление: Обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.
3.1.3. Кондиционирование: Обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17°С).
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).
Таблица 1
Климатическое районирование территории РФ
Обозначение района и климатического исполнения |
Наименование климатического района |
У |
Климатический район с умеренным климатом |
УХЛ |
Умеренно-холодный климатический район Холодный |
ХЛ |
климатический район |
Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992.
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1. Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.
АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.
При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.
5.2. Система вентиляции
5.2.1. Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:
— не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);
— не менее 7 м3/ч — в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.
При температурах внешней среды выше 17°С подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2°С относительно температуры внешней среды.
5.2.2. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.
5.2.3. Система вентиляции должна обеспечивать:
— подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с;
— перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 "С не должен превышать 3°С.
5.3. Система отопления
5.3.1. Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:
— АТС в исполнении У — в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25°С;
— АТС в исполнении УХЛ и ХЛ — в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40°С и минус 50°С.
Таблица 2
Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении У
Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения |
Наименование параметра |
Значение параметра |
Рабочее место водителя |
Подвижность воздуха, м/с, не более: |
|
в зоне головы |
0,6 |
|
в зоне пояса |
0,6 |
|
Температура воздуха, °С, не менее: |
|
|
в зоне головы |
10 |
|
в зоне ног |
16 |
|
Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы |
|
|
3-10 |
||
Места пассажиров (экипажа) |
Температура в зоне пояса, °С, не менее |
15 |
Таблица 3
Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ
Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения |
Наименование параметра |
Значение параметра для категорий АТС* |
|
№ 1, № 2, № 3, Ml, M2, М3 (классы II и III**), специальные АТС |
М2, М3 (класс I**) |
||
Рабочее место водителя |
Подвижность воздуха, м/с, не более: |
|
|
в зоне головы |
0,6 |
1,0 |
|
в зоне пояса |
1,0 |
1,0 |
|
Температура воздуха, °С, не менее: |
|
|
|
в зоне головы |
15 |
10 |
|
в зоне пояса |
17 |
12 |
|
в зоне ног |
19 |
13 |
|
Перепад между температурами в |
|
|
|
зонах ног и головы, °С |
3-5 |
3-5 |
|
Места пассажиров(экипажа) |
Температура воздуха, °С, не менее: |
|
|
в зоне ног |
10 |
0 |
|
в зоне головы |
17 |
10 |
|
* Категории АТС — по ГОСТ 22895 и специальные АТС для перевозки людей (вахтовые, технологические и др.). |
|||
** Классы автобусов — по ГОСТ 27815. |
5.3.2. Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18°С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50°С.
5.3.3. Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.
5.3.4. Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:
— 45°С — при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70°С);
— плюс 35°С — при отключенной системе отопления.
5.3.5. Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80°С.
5.4. Система кондиционирования
5.4.1. Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8°С относительно температуры внешней среды.
5.4.2. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0°С.
5.4.3. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.
5.4.4. Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении, должна находиться в пределах от 30 до 60 %.
5.4.5. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15°С.
Ключевые слова: безопасность, автотранспортные средства, климатические факторы, требования, системы отопления, вентиляции, кондиционирования. |