ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
Технические средства организации
дорожного движения
КЛАССИФИКАЦИЯ
ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ
|
Москва Стандартинформ 2007 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием ФГУП «РОСДОРНИИ»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 296-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
|
ГОСТ Р 52606-2006
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Технические средства организации дорожного движения
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ
Traffic control devices.
Classification of barriers
Дата введения — 2008-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает классификационные признаки для разделения конструкций дорожных ограждений на классы, группы, типы и виды.
Настоящий стандарт предназначен для использования при разработке нормативных и методических документов в области безопасности дорожного движения с целью обеспечения единого понимания определений, названий и характеристик устройств, относящихся к техническим средствам организации дорожного движения.
2 Нормативные ссылки
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дорожные ограждения: Устройства, относящиеся к техническим средствам организации дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 52289.
3.2 дорожные удерживающие ограждения: Устройства по 3.1, предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т. п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги (удерживание автомобиля), а также устройства, предназначенные для предотвращения падения пешеходов с мостового сооружения и земляного полотна дороги (удерживание пешехода).
Примечание — Расположение дорожных удерживающих ограждений приведено на рисунке 1.
1 — обочина; 2 — боковое одностороннее ограждение; 3 — проезжая часть; 4 — направление потока; 5 — боковое двустороннее ограждение; 6 — фронтальное одностороннее ограждение; 7 — фронтальное двустороннее ограждение
Рисунок 1 — Расположение односторонних и двусторонних удерживающих ограждений (боковых и фронтальных) для автомобилей
3.3 дорожные ограничивающие ограждения: Устройства по , предназначенные для упорядочения движения пешеходов (ограничивающее ограждение для пешеходов) и предотвращения выхода животных на проезжую часть или в полосу отвода дороги (ограничивающее ограждение для животных).
3.4 классификация (ограждений): Система соподчиненных понятий в области дорожных ограждений, используемая для установления связей между этими понятиями.
4 Разделение дорожных ограждений по классификационным признакам
4.1 Основным классификационным признаком, позволяющим относить дорожные ограждения к тому или иному классу (подклассу), является назначение ограждений.
Кроме того, используют признаки:
— расположение ограждения (определяет группы и подгруппы);
— принцип работы ограждения (определяет тип конструкции дорожного ограждения);
— разновидности по конструктивному исполнению (определяют виды конструкций).
Настоящим стандартом нормируют разделение конструкций по классам (подклассам) и группам (подгруппам). Классификационная таблица приведена в .
4.2 По назначению дорожные ограждения подразделяют на два класса — удерживающие (для автомобилей и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных).
4.3 Дорожные удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на два подкласса по назначению — боковые и фронтальные.
Боковые ограждения удерживают автомобиль и корректируют его траекторию движения при боковом ударе под острым углом к оси ограждения.
Фронтальные ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию движения автомобиля при ударе как сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к 90°.
4.4 По условиям расположения дорожные ограждения подразделяют на группы (подгруппы). Боковые удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на две группы по условиям их расположения — дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:
— одностороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с одной стороны, устанавливают по боковым сторонам дороги или разделительной полосы;
— двустороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с двух сторон, устанавливают по оси разделительной полосы.
4.5 Фронтальные удерживающие ограждения для автомобилей также подразделяют на две группы по условиям их расположения — дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:
— одностороннее ограждение, удерживающее автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам одного направления движения, устанавливают при разделении потока автомобилей;
— двусторонние ограждения, удерживающие автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам различного направления движения, устанавливают в начале и конце разделительной полосы.
4.6 Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две группы по условиям их расположения:
— дорожные, устанавливаемые на краю обочины;
— мостовые, устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений.
Ограждения для пешеходов должны удерживать пешехода от падения в ограждаемую зону и быть рассчитаны на воздействие, установленное ГОСТ Р 52289
4.7 Дорожные ограничивающие ограждения для пешеходов подразделяют по условиям их расположения на четыре группы:
— группа 1 — располагаемые вдоль тротуаров и боковой разделительной полосы;
— группа 2 — располагаемые у надземных или подземных переходов;
— группа 3 — располагаемые на газонах и других площадках, которые необходимо защитить от повреждений пешеходами;
— группа 4 — располагаемые у опор путепроводов, опор информационно-указательных знаков, а также у опор линий электропередач с целью исключения попадания человека в опасную зону.
4.8 Дорожные ограничивающие ограждения для животных подразделяют по условиям их расположения на две группы:
— группа 1 — ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль дороги;
— группа 2 — ограждения, располагаемые перед проходами и в специальных проходах для животных под дорогами (скотопрогонах).
4.9 По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы:
— для боковых ограждений для автомобилей:
барьерные (энергия удара гасится за счет упругопластической деформации материала элементов — стоек балок, консолей и др.),
бордюрные (энергия удара гасится за счет сопротивления колес и подвески автомобиля, обеспечивающего коррекцию траектории движения),
парапетные (энергия удара гасится за счет подъема колес, уменьшающего опрокидывающий момент, и трения частей автомобиля об ограждение),
тросовые (энергия удара гасится за счет натяжения и прогиба тросов),
комбинированные конструкции, принцип гашения энергии которыми является комбинацией принципов, упомянутых выше,
— иные типы конструкций с иными принципами гашения энергии;
— фронтальные ограждения для автомобилей:
телескопические (энергия удара гасится, в основном, за счет трения при вхождении одних элементов конструкций в другие),
упругопластические (энергия удара гасится, в основном, за счет упругих, эластических и упругопластических деформаций материала),
наливные (энергия удара гасится за счет сопротивления емкостей с водой или другим жидким либо вязким веществом),
комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше,
иные типы конструкции;
— удерживающие ограждения для пешеходов:
парапетные перила (недеформируемые конструкции),
барьерные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает упругие деформации элементов конструкции — стоек, поручня, заполнения и др.),
стоечные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает, в основном, упругие деформации стоек),
комбинированные конструкции,
иные типы конструкций.
4.10 По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы:
— ограничивающие ограждения для пешеходов:
направляющие, указывающие направление движения пешеходов,
защитные, защищающие территорию от повреждения пешеходами,
предупреждающие пешеходов об опасности;
— ограничивающие ограждения для животных:
отпугивающего действия (световые, звуковые),
являющиеся препятствием и представляющие механический способ защиты от животных (стенки, заборы и другие преграды).
4.11 классификация дорожных удерживающих ограждений по конструктивному исполнению (виду конструкций) может быть приведена в иных документах [] — [] либо в нормативных документах, разработанных для конкретного изделия, типа или группы изделий. Например, некоторые из разновидностей конструкций барьерного типа (удерживающие ограждения для автомобилей) приведены в ГОСТ 26804.
Ограничивающие конструкции чаще всего выполняют в виде щитов, сеток, барьеров и т.д.
Приложение А
(справочное)
Классификационная схема
Библиография
[1] СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы
[2] СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
[3] СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
Ключевые слова: дорожные ограждения, классификация, расположение, принцип работы, конструктивное исполнение, назначение