ГОСТ 18597-73
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРРОЗИОННОЙ АКТИВНОСТИ
В УСЛОВИЯХ КОНДЕНСАЦИИ ВОДЫ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ Метод определения коррозионной активности в условиях конденсации воды Motor fuel. Corrosion testing under water condensation conditions |
ГОСТ |
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 5 апреля 1973 г. № 835 дата введения установлена
01.01.75
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 28.11.91 № 1834
*Издание (июнь 2000 г.) с изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1979 г, январе 1984 г,сентябре 1986 г.(ИУС 1-80, 5-84, 11-86)
Настоящий стандарт распространяется на бензины для авиационных и автомобильных двигателей, топлива для дизелей и реактивных двигателей и устанавливает метод определения коррозионной активности топлив по потере массы металлической пластинки, находящейся в топливе в течение 4 ч при насыщении топлив водой и конденсации ее на пластинке.
Потерю массы стальной пластинки определяют в авиационных и автомобильных бензинах, топливах для дизелей и реактивных двигателей; потерю массы бронзовой пластинки — в топливах для реактивных двигателей.
1. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ, МАТЕРИАЛЫ
1.1. Для определения коррозионной активности топлив в условиях конденсации воды применяют:
аппарат АКАТ-1 или прибор из термостойкого стекла (см. чертеж), представляющий собой двухстенную колбу, во внутренней части которой находится полая стеклянная площадка 6 для размещения металлической пластинки 5. Площадка охлаждается циркулирующей водой. Колба закрывается пробкой 1, имеющей гидравлический затвор 2 для поддержания нормального давления при испытании. Внутри колбы имеется желобок 4, в него заливают дистиллированную воду, которая испаряясь создает максимальную влажность воздуха внутри колбы и насыщает топливо водой. По межстенному пространству 3 прокачивается жидкость для подогрева топлива (вода, масло или глицерин в зависимости от условий опыта). Вместимость колбы 150 см3, соотношение объема топлива к объему воздуха в колбе 2:3 (60 см3 топлива и 90 см3 воздуха).
При испытании бензинов вместо пробки с гидравлическим затвором допускается применять водяной холодильник (см. приложение);
ультратермостаты, оборудованные контактными и ртутными термометрами;
пластинки из бронзы ВБ 23 НЦ и стали марки Ст3 по ГОСТ 380-94 диаметром 20 мм и высотой 4 мм. В центре пластинки имеется отверстие номинальным диаметром резьбы 3 мм по ГОСТ 24705-81;
цилиндрический металлический шток длиной 200 мм и диаметром 3 мм, на конце штока имеется резьба номинальным диаметром 3 мм по ГОСТ 24705-81;
штангенциркуль по ГОСТ 166-89;
гребенки стеклянные с четырьмя отростками на выходе;
Аппарат для определения коррозионной активности топлив в условиях конденсации воды
трубка резиновая внутренним диаметром 6 — 8 мм;
цилиндры 1-100 по ГОСТ 1770-74;
воронки В-56, В-75 по ГОСТ 25336-82;
секундомер любого типа;
смесь хромовая;
спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-72;
бензол по ГОСТ 8448-78, ГОСТ 5955-75 или ГОСТ 9572-93;
смесь спирто-бензольная 1:1;
кислота соляная по ГОСТ 3118-77, х. ч. или ч. д. а., 18 и 20 %-ные растворы;
ингибитор БА-6, БА-12 и ПКУ-М;
масло вазелиновое медицинское по ГОСТ 3164-78 или глицерин по ГОСТ 6823-77 или другой высококипящий жидкий теплоноситель, обеспечивающий нагрев до 120 °С;
бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-76;
шкурка шлифовальная марки 2СП 2 15А 12МА по ГОСТ 6456-82;
вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72;
весы лабораторные 2-го класса точности с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).
2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. Определение постоянной травления пластинки
2.1.1. Шток ввинчивают в пластинку и с его помощью шлифуют пластинку на наждачной бумаге. Отшлифованную пластинку промывают дистиллированной водой, затем — спирто-бензольной смесью, высушивают между листами фильтровальной бумаги и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1.2. Бронзовые пластинки опускают на 5 мин в 18 %-ный раствор соляной кислоты, стальные — в 20 %-ный раствор соляной кислоты с 0,8 — 1,0 % ингибитора.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1.4. После травления рассчитывают потери массы пластинок.
Определение постоянной травления пластинки повторяют до тех пор, пока разность между потерями массы пластинки в результате двух последующих операций травления не будет различаться между собой более чем на 0,0004 г. За постоянную травления принимают среднее арифметическое значение потери массы двух последовательных определений.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.1.5. Постоянную травления определяют для вновь взятой пластинки и через каждые 10 — 15 определений.
2.2. Подготовка аппарата
2.2.1. Перед испытанием аппарат промывают спиртобензольной смесью. Новые аппараты и аппараты после 10 — 15 опытов промывают хромовой смесью, водой, дистиллированной водой, спиртобензольной смесью и высушивают в сушильном шкафу.
2.2., 2.2.1. (Измененная редакция, Изм. № 2).
2.2.2. Один термостат заполняют водой, второй — вазелиновым маслом, глицерином или другим теплоносителем.
2.2.3. Аппараты, подготовленные по п. , укрепляют на штативах и соединяют резиновыми трубками и гребенками с термостатами так, чтобы отводные трубки площадки для охлаждения соединялись с термостатом, в котором залита вода, а отводные трубки стенки колбы с термостатом, в котором залит теплоноситель.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
2.2.4. Термостаты включают в сеть и нагревают в них жидкости до необходимой температуры испытания в соответствии с табл. .
Таблица 1
Температура термостата,°С, заполненного |
||
водой |
маслом, глицерином или другим теплоносителем |
|
Бензин |
30 ± 1,0 |
60 ± 0,5 |
Реактивное топливо |
30 ± 1,0 |
98 ± 0,5 |
Дизельное топливо |
50 ± 1,0 |
120 ± 0,5 |
2.3. Подготовка образца топлива
2.3.1. Испытуемое топливо фильтруют через бумажный фильтр при комнатной температуре.
3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. В нагретый прибор на стеклянную площадку помещают предварительно взвешенную пластинку с известной постоянной травления. Через воронку заливают от 60 до 70 см3 испытуемого топлива, подготовленного по п. (пластинка должна быть полностью покрыта топливом), и в желобок заливают 5 см3 дистиллированной воды.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
3.2. Аппарат закрывают пробкой, в которую заливают дистиллированную воду, добавляя ее по мере испарения, и проводят испытание в течение 4 ч. Момент закрытия аппарата пробкой принимают за начало испытания.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
3.3. По истечении 4 ч обогрев отключают, пластинки вынимают из аппарата, охлаждают до комнатной температуры. После охлаждения пластинки промывают спиртобензольной смесью, протравливают, как указано в пп. — , и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Коррозионную активность топлив в условиях конденсации воды (К) в г/м2 вычисляют по формуле
К = ,
где m — масса пластинки до испытания, г;
m1 — масса пластинки после испытания, г;
h — постоянная травления, г;
S — площадь верхней и боковой поверхностей пластинки (одна из поверхностей — нижняя не учитывается, так как прилегает к поверхности площадки и в процессах коррозии не участвует), м2.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
4.2. За результат испытания принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных определений.
4.3. Сходимость метода
Два результата определений, полученные одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95 %-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает 1 г/м2.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Аппарат для определения коррозионной активности бензинов
1 — водяной холодильник; 2 — межстенное пространство; 3 — желобок; 4 — металлическая пластинка; 5 — стеклянная площадка для размещения металлической пластинки
СОДЕРЖАНИЕ
|