Работа торгового представителя заключается в распространении определенных видов продукции по розничным торговым точкам, изучении спроса на товары, анализе и прогнозировании объемов продаж путем практической оценки сбыта. Использование маршрутного листа значительно облегчает труд работника, поскольку документ является своеобразным путеводителем, разработанным на основе потребностей торговых точек в тех или иных товарах и с использованием элементов логистики.
Назначение документа
Основные цели разработки маршрутного листа заключаются в:
- планировании развития сети сбыта. Для выполнения этой задачи документ содержит информацию обо всех точках розничной торговли, которые следует посетить для реализации планов по наработке клиентской базы, заключению/продлению договоров. Важным условием является уточнение местонахождения торговой точки, контакты руководства, планируемые объемы поставки товаров и продукции;
- выполнении запланированных операций по продажам и отгрузкам. Важной составляющей при этом является маршрутизация, произведенная на базе всех данных, собранных на первом этапе работы;
- формировании отчетности по срокам доставки, объемам продукции, количеству торговых точек. Составление маршрутного листа позволит рассчитать оптимальный вариант последовательного посещения всех мест сбыта, с учетом их удаленности друг от друга и склада, затрат времени на путь следования, разгрузку, а также расходования ГСМ.
Содержание маршрутного листа
Бланк маршрутного листа содержит следующие графы:
Т/т означает «торговая точка». В строку необходимо вписывать наименования всех мест торговли, которые планируется посетить в течение рабочего дня, с указанием подробного адреса и контактов.
ЛПР означает «лицо, принимающее решение». В эту графу следует вписать фамилию, имя и отчество человека, который отвечает за проведение закупок в торговой точке.
Телефон – в этой строке вносятся контактные номера телефонов. Такая информация крайне необходима и важна, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций с изменением сроков, ассортимента или объемов поставки.
Оплата – такая строка отражает способ проведения платежей и расчетов, применяемых в данной торговой точке:
- н/ф – наличными по факту;
- н/о10 – наличными с использованием отсрочки на 10 дней (прописывается в договоре);
- б/н12 – безналичным расчетом с отсрочкой 12 дней.
Частота – в данной графе указывается частота посещений торговой точки. Для удобства подразделяется на три категории:
- А – еженедельное посещение;
- В – один раз в 14 дней;
- С – один раз в 30 дней.
Продажа – здесь проставляются отметки по факту каждого посещения. При варианте А цифры от 1 до 8 будут означать недели. Лучше всего в графах отражать календарные даты посещения. Проставляя плюсы торговым точкам, которые сработали, и минусы тем, которые не посещались, торговый представитель наглядно видит картину по всему маршруту. Это поможет не только воспроизвести хронологию истории продаж, но и сверить с оператором склада количество отгрузок.
Примечание – полезная графа. Туда вносятся все особые заметки по каждой торговой точке. Например, ограничение по времени посещения, или иные особые условия доставки.
Свободное поле внизу маршрутного листа предназначено для записей о посещении новых торговых точек, с указанием адресов и контактной информации. Для самоконтроля весьма полезным будет отражение общей суммы вывезенных товаров за рабочий день. Это позволит не только вести оперативный учет, но и контролировать выполнение плана на любом этапе.
Образец бланка маршрутного листа скачать