Часть 1 |
Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений (ЦНИИЭП учебных зданий) Госкомархитектуры УДК 721.1/.(035.5)
Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование учебных комплексов и центров ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее справочное пособие разработано к на основе анализа и обобщения современного передового опыта формирования учебной сети и проектирования зданий профессиональных учебных заведений всех уровней образования — от учебно-курсовых комбинатов до институтов повышения квалификации. Единство системы и преемственность всех звеньев образования — основной принцип, на котором базируется создание учебных комплексов. Единая система обучения является функционально-педагогической основой создания комплекса учебных заведений. Широкое внедрение учебных комплексов и центров в дополнение к существующей системе разрозненных сетей учебных заведений направлено на преодоление разобщенности учебных заведений разного уровня образования и разной отраслевой принадлежности; эффективное сочетание отраслевого и территориального планирования подготовки и повышения квалификации кадров в территориально-производственных комплексах и промышленных районах, агропромышленных объединениях, крупных фирмах, а также в отдельных регионах и городах. Создание комплексов, как показывает отечественная и зарубежная практика, способствует повышению качества и преемственности обучения, концентрации капитальных затрат на строительство и экономии средств при возведении и эксплуатации учебных зданий. Учебный комплекс рассматривается в настоящем пособии как специфический тип архитектурного объекта, формируемый путем функционально-архитектурного, территориального и организационного объединения нескольких учебных заведений одного или разных уровней образования с многообразными формами и степенью кооперации и являющийся крупным элементом обьемно-пространственной композиции различных функциональных зон города. Предполагаемая в результате демократизации образования гибкость форм и методов обучения приведет к расширению организационных структур и, следовательно, к расширению традиционной номенклатуры классических типов учебных заведений. Однако, при этом сохранятся стабильность отдельных функциональных элементов учебных заведений, их универсализация и унификация между разными ступенями образования. Это позволяет рекомендовать при проектировании учебных комплексов и центров использовать следующие пособия к СНиП 2.08.02—89: "Проектирование профессионально-технических и средних специальных учебных заведений и учебных комбинатов", "Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации" (разработаны ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры). Кроме того, при проектировании учебных комплексов культуры и искусства следует использовать пособия, разработанные Гипротеатром Минкультуры СССР, а при проектировании спортивных и зрелищных залов — соответствующие пособия, разработанные ЦНИИЭП им. Б.С. Мезецева. Настоящее пособие разработано ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры (канд. архит. А.М. Гарнец, использованы материалы архитекторов В.И. Дядюк, Н.П. Малиночки, Д.А. Рождественского, О.П. Одинцовой, Н.К. Цукановой, В.П. Чукловой, Л.Е. Савиновой). 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. При проектировании зданий и сооружений учебных комплексов должны соблюдаться требования СНиП 2.08.02—89 "Общественные здания и сооружения". Термины, используемые в Пособии, приведены в прил.1. Типы учебных комплексов 1.2. Учебный комплекс может быть создан в различных формах: объединение учреждений на функциональной основе или аналогичности обслуживающих систем; создание единого руководства, осуществляющего планирование и управление группой учебных заведений; объединение (кооперирование) технических и технологических служб и т.д. Первая форма объединения, наиболее рациональная и перспективная, является и наиболее сложной по функциональной структуре, две другие формы являются частными случаями первой. Необходимый состав учебных заведений, включаемых в учебный комплекс, определяется на основе предварительного сетевого расчета учебных заведений предприятия, региона или отрасли одного или разных уровней образования. Примерный состав учебных заведений в комплексах приводится в прил. 2. Расчет конкретного количества учащихся или ученических мест* в учебных заведениях, включаемых в состав комплекса, следует проводить на основе соответствующих нормативных документов и отраслевых инструктивных материалов с учетом существующей сети учебных заведений. 1.3. В учебных комплексах обязательно триединство любого профессионального учебного заведения — учеба, практика, обслуживание, которые создают основу и формируют структуру каждого учебного комплекса. Модель показывает (рис.1), что семейство учебных комплексов представляет собой сложное разветвление, включающее несколько характерных номенклатурных типов. Исходя из этого, можно выделить два класса комплексов (см. рис.1): монофункциональные учебные комплексы, имеющие в своем составе только учебные заведения в различном сочетании (группа I); полифункциональные комплексы, включающие помимо учебных заведений, научные учреждения и производственные предприятия (группа II), а также обсуживающие предприятия (группа III). Под учебной подразумевается вся совокупность помещений, связанных с теоретическим обучением — классы, кабинеты, лаборатории, лекционные аудитории, библиотека. Термин практика включает все помещения и сооружения, предназначенные для профессионального обучения и практических занятий (тренажеры, учебно-производственные лаборатории и мастерские, полигоны, цехи и участки). Под это понятие должны попадать: в отрасли культуры — концертные залы и аудитории консерваторий, учебные театры; в медицине — клиники; в педагогике — детские сады, школы и другие базовые учебные заведения, функция обслуживания учащихся осуществляется в помещениях при крупных учебных комплексах — в зданиях питания, бытового и медицинского обслуживания, культуры и отдыха учащихся, к этой группе относятся и общежития. _______ * В дальнейшем употребляется единый термин — "расчетный контингент". 1.4. Все многообразие форм кооперирования и степени объединения учебных заведений следует рассматривать в зависимости от их отношения к основной функции — учебе (рис.2). 1.5. Монофункциональные отраслевые учебные комплексы объединяют учебные заведения разных уровней образования и повышения квалификации, но одной отрасли (рис.3). Их следует подразделять в зависимости от принадлежности кооперируемых учреждений на учебные комплексы ведомств и учебные комплексы крупных предприятий, производственных объединений. 1.6. Ведомственные учебные комплексы формируются из учебных заведений, готовящих специалистов одного ведомства для группы предприятий, учреждений определенного региона (области, района, города). К подобным комплексам относятся: учебный комплекс культуры, объединяющий учебные заведения разного уровня образования, как, например, детская музыкальная школа, музыкальное училище и консерватория, где можно создать условия непрерывного совершенствования в избранной специальности и отбор наиболее одаренных учащихся; учебно-педагогический комплекс, где на базе педвуза могут быть объединены детские сады, базовая школа, ПТУ, УПК, техникум. Кооперация вуза с указанными типами учебных зданий позволяет будущему педагогу проследить и изучить процесс воспитания человека на всех возрастных уровнях от яслей до техникума;
Рис. 1. Структурная модель комплекса учебных заведений учебный комплекс торгово-бытового обслуживания, где целесообразно кооперировать, например, учебный комбинат, профтехучилище и техникум торговли; агропромышленный учебный комплекс, объединяющий на общей базе учебного хозяйства (земля и техника) учебный комбинат, профтехучилище, техникум, кафедру вуза и т.д. 1.7. Кооперация учебных заведений на производстве в целях наиболее эффективного использования (во времени) материальной базы может осуществляться по двум основным направлениям. Во-первых, объединение по принципу наибольшей общности помещений. Так объединяются здания близких по набору помещений учебных заведений, что дает наибольший экономический эффект. Во-вторых, по принципу общего руководства учебными заведениями одного предприятия. Это более доступно в смысле кооперации материальной базы. В учебные центры предприятий в зависимости от размещения целесообразно включать: при размещении в городе (при наличии санитарной защитной зоны) — дневные профессиональные учебные заведения, учебные заведения повышения квалификации с отрывом от производства; при размещении на предзаводской площади — учебно-курсовой комбинат; школу рабочей молодежи; профтехучилище; филиалы, отделения или факультеты техникума и вуза; выпускающую кафедру вуза; возможно включение в состав учебного центра межшкольных мастерских и института повышения квалификации. Учебные центры промышленных узлов должны формироваться по аналогии с учебными центрами промышленных предприятий, но без подразделений курсовой сети, которые следует размещать при отдельных предприятиях. В учебных центрах производственных фирм, объединений, имеющих предприятия в разных городах, должен предусматриваться учебно-курсовой комбинат (обучение с отрывом от производства): техникум, завод-втуз, институт повышения квалификации. 1.8. Учебные комплексы, создаваемые путем кооперирования учебных заведений одного уровня обучения, но, как правило, разных отраслей производства, следует называть одноуровневыми. Ввиду разнохарактерности производственной базы комплексов ПТУ или техникумов в них можно объединить только группу наименее специфических общетеоретических помещений или совместно использовать помещения вспомогательного и обслуживающего характера (см.рис.2). 1.9. При проектировании учебных комплексов или центров вместимость каждого учебного заведения может соответствовать номенклатурным показателям: учебные комбинаты: 200, 400, 600, 900 ученических мест; профтехучилища: 270, 360, 540, 720, 960, 1440 учащихся; техникумы: 540, 720, 960, 1440, 1920 учащихся. При узкой отраслевой специализации зданий агропромышленных хозяйств (комплексах животноводческих предприятий промышленного типа) максимальная вместимость агропромышленных учебных заведений — учебных центров и комплексов — 540 учащихся. 1.10. Величина учебных комплексов желательна в пределах от 1500 до 6000 учащихся, хотя для обслуживающих отраслей она может, быть и ниже. Наряду с преимуществами концентрации учебных заведений следует учитывать отрицательные моменты, сопутствующие дальнейшему укрупнению учебных комплексов. 1.11. Состав и количество помещений в учебном комплексе для учебно-теоретических и для учебно-практических занятий определяются технологическим расчетом с учетом степени функциональной кооперации учебных заведений данного комплекса, которая зависит от: отраслевой принадлежности учебных заведений; уровней обучения; необходимости поэтапного ввода комплекса. 1.12. При определении величины, пропускной способности обслуживающих групп помещений в учебных комплексах (актового зала, столовой, библиотеки, здравпункта и т.п.) следует предусматривать очередность их использования, а также сменность занятий (для учебных заведений курсовой сети, для заочных и вечерних учебных заведений). 1.13. В полифункциональных комплексах учебные заведения объединяют с местами приложения труда или расширяют функцию помещений для практических занятий до функции производства, например, учебно-научные и учебно-производственные объединения и комплексы, учебно-культурные и учебно-лечебные комплексы и центры и т.д. 1.14. Полифункциональные комплексы наиболее целесообразны в обслуживающих отраслях народного хозяйства, где создаются учебно-обслуживающие, учебно-лечебные, учебно-культурные комплексы и центры, фактически находящиеся сразу в двух группах (учеба + производство) и (учеба + обслуживание). Учебные заведения с учреждениями торгово-бытового обслуживания создают полифункциональный комплекс, в котором обслуживание населения является одновременно производством для персонала. Центры культуры, в состав которых включаются учебные заведения культуры, значительно расширяют состав помещений, который используется населением — учебный театр, концертный зал, выставочные залы, а учащиеся включаются в обслуживание населения. Многопрофильная клиническая больница не только центр высококвалифицированной помощи населению, но и база медицинского института или института усовершенствования врачей, центр подготовки среднего медицинского персонала, база для проведения различных научных исследований. Организационные предпосылки создания учебных комплексов 1.15. Учебный комплекс с точки зрения системного подхода рассматривается в пособии в нескольких аспектах. Среди них в организационном плане наиболее важны — учебно-сетевой, градостроительный, архитектурный и функциональный. Каждый из этих аспектов на разных этапах создания учебного комплекса приобретает значимость ведущего фактора, определяющего возможность формирования и функционирования учебного комплекса в соответствии с проектом.
— 1 — 2 Рис. 2. Классификация учебных комплексов Типы учебных комплексов: 1 — практически допустимые; 2 — дополнительные
Рис. 3. Принципы функционального объединения учебных комплексов (внутреннее объединение) а — учебные заведения одной отрасли (предприятия); б — учебные заведения одного уровня обучения; 1 — профтехучилище; 2 — техникум; 3 — вуз; I — группа общетеоретических и общетехнических помещений; II — группа специализированных учебных помещений; III — группа помещений учебных мастерских и спецлабораторий Сетевой аспект следует, учитывать при определении состава учебных заведений в учебном комплексе, градостроительный — при определении единого места строительства и решении генерального плана учебного комплекса и архитектурный — при разработке комплексного объемно-планировочного решения. Функциональный аспект приобретает главенствующее значение в период эксплуатации зданий. 1.16. Важнейшим условием создания учебных комплексов является опережающий расчет сети учебных заведений, планируемых к строительству в регионе, городе, для отрасли или для промпредприятий. Это поможет заказчику вовремя определить потребности в соответствующей материальной базе для подготовки и переподготовки кадров, а проектировщикам даст научно обоснованный материал для составления задания и программы на проектирование. 1.17. Проектирование учебного комплекса должно осуществляться на основе рационального решения учебной сети и двуединства в отраслевом или региональном аспекте. Для создания комплекса учебных заведений (в сетевом аспекте) необходим единый заказчик на проектирование объекта в целом. Это позволит сконцентрировать в одних руках финансирование проектирования и строительства, которое иначе будет осуществляться из разных источников финансирования, а нередко и разновременно. 1.18. Для единого архитектурно-планировочного решения генерального плана учебного комплекса и его взаимосвязи с окружающей застройкой (градостроительный аспект) необходимо выделение генерального проектировщика, который совместно с заказчиком ведет подготовку задания на весь комплекс учебных заведений, а также контролирует реализацию градостроительного проекта на всех стадиях строительства. 1.19. Для комплексного решения планировочных и композиционных вопросов (архитектурный аспект) и увязки проекта учебного комплекса с архитектурой прилегающего городского района или предзаводской территории необходимо выделять наряду с генеральным проектировщиком также единого застройщика всех объектов учебного комплекса. Это позволит применить конструктивные и инженерные решения. 1.20. Для успешного функционирования построенного учебного комплекса (функциональный аспект) — как отдельных учебных заведений, входящих в состав комплекса, так и всего объекта в целом, — необходимо создание единого управляющего — генерального директора или координирующего органа — совета директоров. Наличие системы единых служб — решающий фактор, предопределяющий создание учебных комплексов. 1.21. Разработке проекта учебного комплекса как сложного объекта предшествует обычно предпроектная работа, состоящая из двух этапов: исследование и технико-экономические обоснования состава и величины учебных заведений, исходя из сетевого расчета, а также степени и формы их кооперации (территориально, функционально); эскизные решения (на конкурсной основе) объемно-планировочной структуры учебного комплекса, в которых определяются архитектурные формы объединения в конкретных условиях строительства. 1.22. При проектировании учебного комплекса с учетом этапов его строительства и сдачи в эксплуатацию по так называемым "строительным комплексам" следует наряду с выделением стадийности строительства предусматривать в проектах схемы (сценарий) функционирования учебного комплекса и его элементов на всех этапах строительства. 1.23. Проектирование учебных комплексов в целях своевременной подготовки кадров должно вестись таким образом, чтобы строительство учебных зданий или первой очереди было закончено за год до начала выпуска продукции на соответствующем предприятии или до начала функционирования учреждений обслуживания. Это позволяет подготовить заранее необходимое количество эскплуатационников. 1.24. На стадии проектирования с целью преодоления отраслевой разобщенности при единой ведомственной подчиненности учебных заведений необходимо штатные структуры преподавателей и обслуживающего персонала в учебных комплексах приводить в соответствие с требованиями нового типа учреждения. Рис. 4. Размещение комплексов учебных заведений в структуре города 1 — сельскохозяйственного профиля; 2 — педагогического профиля; 3 — медицинского образования и физического воспитания; 4 — культуры и искусства; 5 — технического профиля; одного уровня обучения; 6 — техникумы; 7 — ПТУ; 8 — вузы 2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ 2.1. Рациональное размещение учебных комплексов следует определять на основе формирования единой сети учебных заведений как в масштабе региона или области, так и на территории города. Они должны иметь удобную связь с местами практической деятельности будущих специалистов, а их территорию следует решать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01.—89 к входящим в их состав учебным заведениям. Требования к рациональному размещению учебных комплексов равнозначны как при определении места для нового строительства, так и при формировании комплекса на базе существующего учебного заведения путем реконструкции или расширения учебных зданий и участка. 2.2. При выборе места учебного комплекса в городе следует учитывать определенный ряд градостроительных и функциональных требований. Требования подразделяются на обязательные, выполнение которых является необходимым условием их проектирования, и дополнительные, соблюдение которых должно осуществляться при наличии благоприятной градостроительной ситуации и в развитие обязательных требований. Обязательные требования при выборе места размещения учебного комплекса: оптимальное приближение к учебно-практической базе; наличие необходимого по площади участка с возможностью перспективного развития; наличие или возможность создания удобной связи с городским транспортом; создание оптимальных условий культурно-бытового обслуживания учащихся и сотрудников; учет совместимости требований к размещению учебных заведений, составляющих комплекс.
Рис. 5. Размещение учебных заведений, формирующих учебный комплекс промпредприятия 1 — профтехучилище; 2 — техникум (дневн.); 3 — техникум (веч.); 4 — учебно-производственный комбинат; 5 — учебно-курсовой комбинат (начальное обучение); 6 — учебно-курсовой комбинат (повышение квалификации); 7 — школа рабочей молодежи; 8 — УКП вуза; I — связь с городом; II — связь с производством; III — производственная практика; IY — производственное обучение Дополнительные требования при выборе участка для учебного комплекса: удаление более чем на 1 км от санитарной зоны промышленных предприятий, кроме учебных комплексов и центров промышленных отраслей; удаление от жилой застройки, кроме учебных комплексов культуры и искусства; выбор живописного местоположения (интересный рельеф, обилие зелени, наличие водоемов и т.п.) и приближение к зоне отдыха; возможность соблюдения на выбранном участке санитарно-гигиенических условий, связанных с уровнем грунтовых вод, инсоляцией и др. 2.3. При организации комплекса в существующей застройке городского центра рекомендуется использовать такие апробированные меры по высвобождению необходимой для строительства территории, как укрупнение близлежащих кварталов, закрытие ряда проездов, снос малоценной застройки и т.п. Когда представляется архитектурно целесообразным, а технологически — возможным, следует, как правило, объединять учебные комплексы с другими общественными зданиями, находящимися в зоне строительства. 2.4. Учебные комплексы, сформированные из учебных заведений одной отрасли, можно рассматривать как одно учебное заведение с расширенным возрастным составом учащихся. К размещению подобного учебного комплекса должны предъявляться требования, аналогичные предъявляемым к размещению отдельного учебного заведения. Для учебных комплексов одного уровня образования, которые формируются, как правило, из учебных заведений разных отраслей, необходимо выбирать территорию, где совмещаются зоны рационального размещения каждого учебного заведения комплекса. Принципиальная схема размещения в городе комплексов учебных заведений приведена на рис.4. 2.5. Важнейшим фактором, определяющим размещение учебных заведений промышленности, является их притяжение к производству, где осуществляется практическое обучение учащихся (рис.5). Поэтому задача размещения учебных комплексов данного типа должна решаться путем согласования противоречий между целесообразностью приближения к учебно-производственной базе и необходимостью удаления от промышленной зоны для соблюдения санитарно-гигиенических требований к функционированию учебных заведений. 2.6. Для промышленных производств Y класса вредности, имеющих незначительные выделения вредных веществ или не имеющих их совсем (отдельные предприятия швейной, текстильной, электронной промышленности и др.), рекомендуется размещение учебных комплексов в самой промышленной зоне (рис.6). При этом целесообразно кооперировать учебные заведения с имеющимися на предприятиях научно-технической библиотекой, вычислительным центром, научно-техническим центром, научными подразделениями и т.п. Целесообразно также создание единого общественного центра промышленного узла или комплексного производственно-селитебного района, где возможна более широкая кооперация, когда ряд учреждений, например, гостиница, здания бытового обслуживания могут включаться в состав так называемого учебно-общественного центра предприятия. 2.7. По отношению к предприятиям III-IY классов вредности (размеры санитарно-защитной зоны до 500 м) комплексы учебных заведений следует размещать на территории санитарно-защитной зоны между промышленной и селитебной зонами. Комплексы учебных заведений упомянутых предприятий должны располагаться на пути основных потоков трудящихся от рабочего места к жилому району, причем пути движения не должны пересекаться транспортными магистралями. Располагать комплекс следует таким образом, чтобы зона его главного выхода имела непосредственную связь с предзаводской площадью или пешеходной аллеей, а расстояние от проходной не превышало 500 м. 2.8. Для рационального размещения комплекса необходим дифференцированный подход, при котором целесообразность приближения того или иного учебного заведения к промышленности определяется уровнем вредности производства и видом обучения (см. рис.6). По отношению к предприятиям I и II классов вредности (химия, металлургия, нефтепереработка) целесообразным является размещение учебного комплекса за пределами санитарно-защитной зоны на селитебной территории города (размеры санитарно-защитной зоны от 1 до 10 км), при этом место для учебного комплекса следует выбирать по возможности в радиусе пешеходной доступности от предприятия, но не более 1500 м от проходной.
Рис. 6. Примеры размещения учебных комплексов промпредприятий в зависимости от взаиморасположения промышленности и жилья а — совместное расположение зон; б — разрыв между зонами до 1 км; в — разрыв между зонами более 1 км; I — промышленное предприятие; II — жилая зона; IIl — учебный комплекс Выносимые из промузла заведения должны располагаться на основной транспортной магистрали, ведущей из промзоны в город — у границы жилого района с санитарно-защитной зоной или у первого пересечения с городской магистралью. При размещении учебных заведений промпредприятий на селитебной территории (общеобразовательный и общетехнический цикл обучения) необходимо стремиться к рациональной их кооперации с аналогичными городскими учебными заведениями. В ряде случаев существует функциональная связь учебно-курсовой сети с производством (технологический цикл обучения), тогда учебные заведения курсовой сети должны выделяться из учебного комплекса и размещаться на производстве в составе общественного центра. В случае необходимости на территории промзоны допускается размещать лишь базовые кафедры высших и средних специальных учебных заведений. Выбор места размещения в каждом отдельном случае должен быть связан с конкретной градостроительной ситуацией и согласован с общегородской учебной сетью (рис.7). 2.9. При размещении комплекса учебных заведений сельскохозяйственного профиля основным требованием является соблюдение условий рациональной организации базы практического цикла обучения, на основе которой целесообразно создание разноуровневых учебных заведений.
Рис. 7. Модель организации сети учебных заведений на группу промпредприятий а — с санитарно-защитной зоной более 500 м; б — в пределах селитебной территории; 1 — учебный цех; 2 — учебный участок; 3 — учебный центр промпредприятия; 4 — учебный пункт; 5 — промпредприятие; 6 — учебный комплекс Следует стремиться к размещению учебного комплекса в центральной усадьбе совхоза или в поселке городского типа с высоким уровнем культурно-бытового обслуживания, объединяя идентичные подразделения обслуживания в учебном комплексе и поселке. Необходимо учитывать возможность организации удобной транспортной связи с городом в пределах 40-50-минутной доступности. 2.10. При выборе участка учебного комплекса медицинского профиля следует учитывать необходимость его приближения к наиболее крупному медицинскому учреждению (или группе учреждений), с целью организации как можно большей части клинического фонда в непосредственной связи с учебой. Учитывая перспективную направленность развития медицины на предупреждение заболеваемости, выявление ресурсов здоровья человека рекомендуется территориальная, а в отдельных случаях и архитектурно-функциональная кооперация медицинских вузов и медико-фармацевтических институтов с институтами физической культуры, при этом в городе образуется специализированная зона вузов здравоохранения и физической культуры. 2.11. Размещать учебно-педагогический комплекс следует в городе на периферии жилой зоны на участке, пригодном для дальнейшего расширения. При размещении на периферии в непосредственной близости от парковой зоны наиболее широко раскрываются возможности организации кооперированного комплекса, так как здесь значительно легче решаются задачи выделения территории для строительства. Максимальная плотность детского населения, присущая периферии вновь застраиваемых городов, в сравнении с их остальными частями, требующая школ и детсадов большей вместимости при наличии свободных территорий создает благоприятные условия для формирования учебно-просветительных комплексов, позволяющих иметь наиболее полный состав учебных заведений. 2.12. Региональная организация учебно-практического процесса требует размещения учебных комплексов культуры и искусства в структуре города. При этом целесообразна кооперация учебных заведений с соответствующими им городскими культурно-просветительными учреждениями (библиотеки, театры, кинотеатры, музеи, выставочные залы, клубы, дома культуры и др.). Комплексы этого типа в отличие от других следует располагать в составе культурно-просветительного центра города, где находится основная масса культурно-просветительных учреждений, которые формируют культурный потенциал города. Оптимальным вариантом его размещения является сложившийся культурный центр историко-архитектурной части города, или культурный центр с перспективой развития в новой городской застройке. Для крупнейших городов возможно размещение комплекса в составе одного из общественных центров района, где также могут быть сосредоточены все необходимые для учебно-практической деятельности заведений культурно-просветительные учреждения. 2.13. Комплексы одного уровня обучения формируются, как правило, из учебных заведений разных отраслей, требующих специфического размещения. Место учебного комплекса должно определяться, как правило, наиболее крупным учебным заведением, на базе которого будут формироваться другие учебные заведения. Комплексы профессионально-технических училищ (ПТУ) следует размещать вблизи промузлов или крупных предприятий, так как 70% городских ПТУ готовит кадры для промышленности, а ПТУ других отраслей не выдвигают каких-либо жестких требований к размещению в городе. Комплексы средних специальных учебных заведений могут быть расположены в любой зоне города, но с максимальным приближением к своей практической базе. При выборе местоположения комплексов следует учитывать необходимость приближения к общественному центру, что повысит уровень культурно-бытового обслуживания учащихся и сотрудников, так как при относительно небольшой величине комплексов данного типа (2-4 тыс. учащихся) специальное обслуживание для них на достаточно высоком уровне организовать нельзя, а в комплексе возможно создать полноценный центр обслуживания учащихся и жителей. 2.14. Комплексы вузов являются наиболее крупными среди остальных учебных заведений. Их величина, достигающая 15-20 тыс. учащихся и более, потребность в значительной территории и большое градообразующее значение требуют особого местоположения комплексов в городской структуре. Как правило, крупный комплекс вузов формирует целую учебно-научную зону города куда включаются также и научно-исследовательские учреждения. Как правило, университеты, ввиду своей большой величины, не нуждаются в кооперировании и сами превращаются в учебно-научный комплекс, сформированный несколькими НИИ и вузом. Периферийное размещение комплекса позволяет использовать и другие преимущества размещения, такие, как возможность перспективного развития, природный ландшафт, возможность обособления и создания атмосферы институтской жизни. Более подробно вопросы размещения вузов рассмотрены в справочном пособии к СНиП "Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации". 2.15. При определении места строительства полифункционального комплекса следует руководствоваться как требованиями к размещению учебных заведений комплекса, так и входящих в его состав учреждений и предприятий. Приоритетными должны быть требования наиболее крупного объекта, формирующего полифункциональный комплекс. Тем более что объединение может быть лишь территориальное. При формировании научно-учебного комплекса учебные заведения должны размещаться в зоне влияния научного учреждения, в том числе и в научных городках (академгородках), учебно-научные комплексы — в соответствии с требованиями к размещению учебного заведения. Место учебно-производственных комплексов, а также всех типов учебно-обслуживающих комплексов в структуре города, должно определяться с учетом требований к размещению учреждения, входящего в состав полифункционального комплекса. Полифункциональные учреждения, имеющие несколько равнозначных ведущих функций, должны размещаться с учетом требований, предопределяемых функциями "производство" (в том числе "обслуживание") и "наука". 3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКАМ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ Общие положения 3.1. Для оптимального функционирования учебных комплексов следует создавать функционально-планировочную организацию территории, которая бы удовлетворяла требованиям целесообразного решения всего комплекса при рациональном функционировании на территории каждого учебного заведения, отражала специфику кооперирования, а также учитывала общеархитектурные требования. 3.2. Следует соблюдать следующие функциональные требования к участкам учебных комплексов: достаточность территории для строительства и резервирования на перспективное развитие; четкое функциональное зонирование участка учебного комплекса; функциональная законченность группы объектов на каждой очереди строительства с максимальной степенью удобства и возможно короткими связями между зданиями; удобная взаимосвязь отдельных зон (по функциональным условиям). Следует выполнять следующие проектные требования: объемно-пространственная и архитектурная законченность композиции на разных этапах строительства по взаимосвязи с окружающими городскими территориями; компактность планировки и максимальная концентрация сооружений на территории, в том числе по этапам строительства; структурность построения системы зданий на участке учебного комплекса. 3.3. Проект генерального плана учебного комплекса должен решаться с учетом проекта детальной планировки окружающей застройки и учитывать очередность строительства. При этом элементы первой очереди строительства должны разрабатываться более детально. Это позволит обеспечить последующие оперативные преобразования здания и участка комплекса. Проект должен содержать схемы функционирования учебного комплекса на всех этапах строительства, предусматривающие оптимизацию обслуживания учащихся и инженерное обеспечение комплекса на каждом этапе. 3.4. При проектировании генерального плана учебного комплекса и определения его функционально-планировочной структуры следует стремиться к рациональной интеграции основных функциональных зон, характерных для всех учебных заведений, а в крупных учебных заведениях — и функциональных подзон, перечень которых приведен в таблице. Необходимость кооперирования учебных зон определяется заданием на проектирование с учетом отраслевых принадлежностей учебных заведений. Варианты возможной степени кооперирования учебных комплексов приведены на рис.8. 3.5. Учебные комплексы с расчетным контингентом учащихся менее 4000, как правило, делятся на функциональные зоны: учебную, спортивную, жилую, хозяйственную. На участках учебных комплексов с числом учащихся более 4000 основные зоны обычно дифференцируются на подзоны, которые приобретают функциональную значимость и самостоятельность. При решении генерального плана следует стремиться к функциональной оптимизации территории учебного комплекса при максимальном объединении соответствующих функциональных зон его учебных заведений. Для учебных комплексов с числом учащихся более 4000 возможно создание единых подзон. Интеграция функциональных зон учебного комплекса без четкого выделения отдельных зон на участке возможна для учебных комплексов (до 1000 учащихся), не имеющей ярко выраженной учебно-практической базы, а также при выделении отдельного участка для общежитий учащихся. 3.6. При числе учебных заведений комплекса не более трех все функциональные зоны следует проектировать едиными для всех учебных заведений. При большем числе учебных заведений следует учитывать величину контингента и принцип объединения учебных заведений. 3.7. Состав учебных заведений определяет форму объединения, которая имеет два варианта — кооперация учебных заведений по уровню обучения или по отрасли народного хозяйства (см.рис.2). В первом случае в составе кооперированного комплекса могут быть объединены функции, которые не зависят от профиля учебного заведения и являются общими для всех заведений в составе комплекса. Это отдых, культурно-бытовое и медицинское обслуживание, занятия спортом во внеучебное время и др. _________ * Для комплексов здравоохранения величина контингента не является определяющей.
Обозначения: "+" — зона и подзона обязательны; "0" — зона и подзона возможны. Во втором случае кооперирование может быть гораздо более развитым за счет отраслевой однородности учебно-производственных функций заведений, формирующих комплекс, что во многих случаях позволяет организовывать не только единые библиотеку, актовые залы, клубные, вспомогательные и административные помещения, но при особенно близком родстве профилей учебных заведений — и общие учебные помещения.
|
|