ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО |
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
Автомобильные транспортные средства
СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ
СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ
Технические требования
|
Москва |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно—исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Автомобильные транспортные средства СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ Технические требования Vehicles. |
Дата введения — 2007—01—01
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем автомобильных транспортных средств (далее — АТС) по ГОСТ Р 41.13 и ГОСТ Р 41.13-Н и устанавливает технические требования.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения
ГОСТ Р 41.13-Н-99 (Правила ЕЭК ООН № 13-Н) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения
ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН №48) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации
ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
ГОСТ 1701-75 Манометры автомобильные и указатели давления автотракторные. Общие технические условия
ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования
ГОСТ 23181-78 Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. автомобильные транспортные средства (АТС): Механические транспортные средства и прицепы.
3.2. механические транспортные средства (ТС): АТС с двигателем.
3.3. система сигнализации и контроля состояния тормозных систем: Совокупность элементов, обеспечивающих сигнализацию и контроль состояния тормозных систем.
3.4. сигнализация состояния тормозной системы: Автоматическое оповещение о состоянии (включение или выключение) тормозной системы или о достижении ее параметров недопустимых значений.
3.5. элемент системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем: Единичное устройство из числа устройств, совокупность которых составляет систему сигнализации и контроля состояния тормозных систем (датчики, сигнализирующие устройства и т.п.).
4. Общие требования
4.1. Системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем АТС должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ Р 41.13, ГОСТ Р 41.13-Н, ГОСТ 4364, ГОСТ 23181 и технической документации (ТД), утвержденной в установленном порядке.
Вместо указанной сигнализации допускается применение световой сигнализации, оповещающей водителя об уменьшении уровня тормозной жидкости в резервуаре (любом отсеке резервуара) ниже значения, составляющего не менее 25 % номинального уровня, либо об увеличении хода штока пневмоусилителя (для тормозных систем с пневмогидравлическим приводом тормозов) свыше значения, установленного предприятием-изготовителем.
4.3. Механические ТС, имеющие рабочую тормозную систему с пневмогидравлическим приводом, у которых отсутствуют автоматические регуляторы зазоров во фрикционной паре тормозных механизмов, должны быть оборудованы системой сигнализации, оповещающей водителя об увеличении зазора свыше установленного предприятием-изготовителем АТС. Указанная сигнализация может осуществляться при увеличении хода штока пневмоусилителя свыше значения, установленного предприятием-изготовителем.
Данное требование не распространяется на тормозные системы с вакуумными аккумуляторами энергии, а также на системы, устроенные так, что при отсутствии всякого запаса энергии можно достичь эффективности торможения не менее предписанной для запасной тормозной системы.
Механические ТС, оборудованные пневматическими тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами, должны быть оборудованы системой сигнализации, оповещающей водителя о том, что давление воздуха в энергоаккумуляторах снизилось до уровня не ниже того, начиная с которого энергоаккумуляторы приводятся в действие.
Данные системы сигнализации не должны подавать никакого сигнала при работе двигателя в нормальных условиях эксплуатации и при отсутствии повреждений в тормозной системе, за исключением промежутка времени, необходимого для наполнения аккумуляторов энергией после запуска двигателя.
Это требование не распространяется на АТС, у которых включение вспомогательной тормозной системы происходит при устранении мускульного воздействия водителя на орган управления этой системой.
— в аккумуляторах энергии (или их трубопроводах) тормозных систем, кроме рабочей тормозной системы механических ТС, а также аккумуляторов энергии, расположенных между компрессором и защитными клапанами;
— на входе наиболее удаленного тормозного цилиндра (камеры) каждой независимой части привода рабочей тормозной системы, пружинно-пневматического энергоаккумулятора запасной или стояночной тормозной системы;
— между тормозным краном или воздухораспределителем и регулятором (ограничителем) тормозных сил при его наличии.
По согласованию с основным потребителем (заказчиком) допускается устанавливать на АТС не менее двух клапанов контрольного вывода, но следует предусмотреть места, заглушив их пробками, для установки (или перестановки) этих клапанов в другие части привода, оговоренные в данном пункте.
4.9. АТС должны быть оборудованы системой внешней световой сигнализации торможения, включаемой в момент приведения в действие органа управления рабочей или запасной тормозной системы, а также вспомогательной тормозной системы АТС категории М3 и оповещающей о том, что эта система находится во включенном состоянии. Расположение сигналов торможения на АТС должно соответствовать ГОСТ Р 41.48.
Включение внешних сигналов торможения должно осуществляться независимо от состояния других систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем.
5. Требования к системам сигнализации и контроля состояния тормозных систем
5.1. Датчики системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем должны быть встроены в тормозные системы.
5.2. Включение и выключение электрических цепей систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем должно осуществляться через выключатель зажигания на АТС с карбюраторным двигателем ил и через замок-выключатель (или выключатель аккумуляторной батареи) на АТС с дизельным двигателем.
5.3. Системы сигнализации состояния тормозных систем не должны потреблять электрическую энергию до момента начала их действия.
5.4. Не допускается совмещение сигнализирующих устройств систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем с сигнализирующими устройствами систем сигнализации и контроля состояния других агрегатов и систем АТС (системы подкачки шин, пневматической подвески и др.). Данное требование не распространяется на АТС, у которых сигнализация осуществляется одновременной подачей светового и звукового сигналов.
5.5. Сигнал о неисправности тормозной системы должен действовать до устранения неисправности (при включенном питании системы сигнализации аварийного состояния тормозной системы).
5.6. Эффективность торможения АТС при любом единичном отказе в системах сигнализации и контроля состояния тормозных систем должна быть не ниже установленной ГОСТ Р 41.13 и ГОСТ Р 41.13-Н или соответствующими нормативными документами для внедорожных АТС и тяжеловозов:
— для рабочей тормозной системы — в случае, если этот отказ не приводит к нарушению герметичности тормозного привода;
— для запасной тормозной системы — в случае, если этот отказ приводит к нарушению герметичности тормозного привода.
5.7. Системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем, установленные на АТС, должны быть работоспособны в климатических условиях, для эксплуатации в которых предназначено данное ТС.
5.8. Ресурс систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем должен быть не менее ресурса до первого капитального ремонта АТС.
5.9. Гарантийный срок и гарантийная наработка систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем должны быть не менее гарантийного срока и гарантийного пробега АТС.
6. Требования к элементам систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем
6.1. Сигнализация о неисправности тормозных систем по — и должна осуществляться подачей светового сигнала красного цвета и (или) звукового сигнала.
6.2. Сигнализация о включении стояночной тормозной системы по должна осуществляться подачей сигнала красного цвета. В случае использования одной сигнальной лампы для сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы и включения стояночной тормозной системы (кроме АТС с гидравлическим приводом тормозов) сигнал о включении стояночной тормозной системы должен отличаться по частоте от сигнала об аварийном состоянии рабочей тормозной системы.
6.3. Сигнализация о включении вспомогательной тормозной системы по должна осуществляться подачей сигнала оранжевого цвета.
6.4. Световые и звуковые сигнализирующие устройства, если они не используются одновременно, должны быть сконструированы и установлены таким образом, чтобы водитель мог легко проверить их исправность с рабочего места.
6.5. Сигнал светового сигнализирующего устройства должен быть хорошо различим с рабочего места водителя в условиях эксплуатации, для которых предназначено АТС.
6.6. Сигнал звукового сигнализирующего устройства должен быть хорошо слышен на рабочем месте водителя в условиях эксплуатации, для которых предназначено АТС.
6.7. Частота при прерывистом световом сигнале должна быть от 0,5 до 2,5 Гц (от 30 до 150 колебаний в минуту).
6.8. Изделия электрооборудования, применяемые в системах сигнализации и контроля состояния тормозных систем, должны соответствовать ГОСТ Р 52230.
6.9. Степень защиты датчиков (выключателей) должна быть не ниже 1Р×4 по ГОСТ Р 52230.
6.10. Датчики (выключатели) систем сигнализации и контроля состояния пневматического тормозного привода должны нормально работать при давлении до 0,8 МПа и выдерживать увеличение давления до 2,0 МПа без механических повреждений, нарушения герметичности и характеристик.
6.11. Гидравлические датчики (выключатели) систем сигнализации и контроля состояния гидравлического тормозного привода, если они установлены в главном тормозном цилиндре или после него, должны обеспечивать нормальную работу при давлении в приводе до 15 МПа и выдерживать увеличение давления до 20 МПа без появления механических повреждений, нарушения герметичности и характеристик.
В случае, если расчетное рабочее давление в гидроприводе АТС превышает указанное значение, требование к датчикам должно быть задано в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
6.12. Контакты датчика (выключателя) сигнализатора аварийного состояния пневматического тормозного привода должны находиться в замкнутом состоянии при отсутствии давления в тормозном приводе. Размыкание контактов датчика (выключателя) должно происходить при давлении в приводе по 6.11 с предельным отклонением ± 0,05 МПа при температуре окружающей среды 20°С. При изменении параметров окружающей среды допускается увеличение предельного отклонения на значение, не превышающее 5×10-3 МПа на каждые 10°С.
6.13. Сигнальное устройство, оснащенное датчиком аварийной разности давления в независимых частях гидропривода рабочей тормозной системы, должно обеспечивать замыкание контактов датчика при разности давлений не менее 0,2 МПа, но не более 2,1 МПа. Подключение сигнального устройства осуществляют к главному тормозному цилиндру или за ним.
6.14. Контакты выключателей (датчиков) внешней световой сигнализации при отсутствии давления в приводе должны находиться в разомкнутом состоянии. Замыкание контактов выключателя (датчика), установленного в приводе тормозов, должно происходить при давлении в приводе не более: 0,08 МПа в пневматическом и 0,8 МПа в гидравлическом.
6.15. Конструктивные параметры и присоединительные размеры клапанов контрольного вывода (см. ) и наконечников для присоединения к ним контрольных устройств приведены в приложении А.
Клапаны контрольного вывода должны быть расположены на АТС таким образом, чтобы обеспечивалась возможность свободного присоединения к ним контрольных устройств без риска их повреждения.
6.16. Механические манометры, применяемые в системе контроля, — по ГОСТ 1701; электрические манометры должны обеспечивать точность показаний в пределах ± 7 % от верхнего предела измерения.
6.17. Ресурс датчиков (выключателей) и других элементов систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем должен быть не менее:
100 тыс. циклов срабатывания — для пневматического привода;
6 тыс. циклов срабатывания — для гидравлического привода;
1 млн. циклов — для внешней световой сигнализации.
Приложение А
(обязательное)
Конструктивные параметры и присоединительные размеры клапанов
контрольного вывода и присоединительных наконечников
Рисунок А.1 — Наконечник для присоединения контрольных устройств к клапану контрольного вывода
Рисунок А.2 — Присоединительные размеры клапанов контрольного вывода
Таблица А.1 — Конструктивные параметры клапанов контрольного вывода
Обозначение типа клапана |
а, мм (клапан закрыт) |
Ход открывания клапана, мм |
Усилие открывания клапана при давлении 1,0 МПа (10,0 кгс/см2), Н |
А |
Не менее 5 |
Не более 2 |
От 20 до 200 включ. |
Б |
Не более 2; |
≥а |
От 20 до 100 включ. |
Примечания 1. Уплотнения и колпаки должны быть маслобензостойкими. 2. Не указанные на рисунках размеры следует выбирать в зависимости от применения. |
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, система сигнализации состояния тормозных систем, система контроля состояния тормозных систем, датчики, ресурс, гарантийный срок, гарантийная наработка, световые сигнализирующие устройства, звуковые сигнализирующие устройства