ГОСТ 27614-93 Автоцементовозы Общие технические условия

Автор: | 17.02.2015

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

АВТОЦЕМЕНТОВОЗЫ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Cement trucks. General specifications

ГОСТ
27614-93

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Минск

Дата введения 1995-01-01

Настоящий стандарт распространяется па автоцементовозы, предназначенные для бестарной перевозки цемента по автомобильным дорогам 1-5-й категорий.

Требования пп. , , и являются обязательными, другие требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.

Обязательные требования к автоцементовозам, направленные на обеспечение безопасности для жизни, здоровья людей и охраны окружающей среды, изложены в пп. , и .

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в .

2. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

2.1. Автоцементовозы в зависимости от способа загрузки и разгрузки цемента подразделяют па два типа:

1 — автоцементовозы с пневморазгрузкой;

2 — автоцементовозы с пневморазгрузкой и пневмосамозагрузкой.

2.2. Автоцементовозы в зависимости от массы перевозимого груза подразделяют на типоразмеры: 11; 13,5; 14,7; 15; 20; 25; 30 т.

По каждому типоразмеру допускается превышение массы перевозимого груза до 1 т.

2.3. В технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров рекомендуется включать следующие показатели качества, номенклатуру которых согласовывают с потребителем:

масса перевозимого груза;

производительность пневморазгрузки;

производительность пневмосамозагрузки (для автоцементовозов типа 2);

вместимость полная;

масса снаряженного автоцементовоза:

удельный расход электроэнергии при пневморазгрузке;

удельный расход электроэнергии при пневмосамозагрузке (для автоцементовозов типа 2);

удельный расход топлива при пневморазгрузке;

удельный расход топлива при пневмосамозагрузке (для автоцементовозов типа 2);

мощность двигателя (для автоцементовозов с компрессором, имеющим привод от автономного двигателя);

производительность компрессора по воздуху;

рабочее давление в цистерне;

удельная суммарная оперативная трудоемкость технического обслуживания;

дымность отработавших газов двигателя*;

уровень звука на рабочем месте оператора*;

уровень локальной вибрации*;

уровень концентрации минерального масла и цементной пыли*.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Характеристики

3.1.1. Автоцементовозы изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий па автоцементовозы конкретных типоразмеров по рабочим чертежам, оформленным в установленном порядке.

3.1.2. Климатические исполнения и категории размещения автоцементовозов согласовывают с потребителем и соответствуют ГОСТ 15150.

3.1.3. Конструкция автоцементовоза обеспечивает работоспособность в течение срока службы, указанного в технических условиях на конкретные типоразмеры, при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.

3.1.4. Конструкция автоцементовозов должна обеспечивать:

пневморазгрузку при приведенной дальности подачи не менее 32 м, на высоту по менее 15 м и по трубопроводу диаметром 100 мм;

пневмосамозагрузку при подаче по двум резинотканевым рукавам диаметром 100 и 75 мм, длиной 4 м каждый, в т.ч. на высоту не менее 3 м;

возможность гравитационной загрузки аэрированным цементом;

возможность диагностирования в соответствии с требованиями ГОСТ 27518 и ГОСТ 25044 в случаях, когда эти требования заложены в технической документации.

Остаток цемента после разгрузки не должен превышать 2 % грузоподъемности, по не более 3 к II (300 кг).

3.1.5. Автоцементовоз должен быть оборудован;

для типа 1 — компрессором; для типа 2 — компрессором-вакуум насосом. Компрессор (компрессор-вакуумнасос) может быть установлен на полуприцепе с приводом от автономного двигатели либо на седельном тягаче с приводом от коробки отбора мощности;

устройствами, предотвращающими попадание цемента в компрессор при его остановке;

сигнализатором верхнего уровня материала в цистерне (для цементовозов типа 2);

указателем давления (вакуума) в цистерне;

устройством для крепления запасного колеса;

стояночным тормозом.

3.1.6. Требования безопасности и эргономики

3.1.6.1. Автоцементовозы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011.

3.1.6.2. Цистерны автоцементовозом и размеры загрузочных люков, рассчитанные на работу под давлением свыше 0,07 МПа, следует изготавливать в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором России.

3.1.6.3. Автоцементовоз должен быть оборудован:

лестницей и огражденной площадкой для обслуживания загрузочных люков цистерны;

устройством для сбрасывания давления в цистерне, сблокированным с запорным устройством, не позволяющим открытие загрузочного люка при наличии Давления в цистерне;

предохранительным клапаном в системе пневморазгрузки;

кранам для экстренного прекращения разгрузки;

противоподкатным бампером по ГОСТ 3163;

указателем давления в цистерне;

загрузочным люком, позволяющим проведение ремонтных работ в цистерне;

3.1.6.4. Электрооборудование следует изготавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 3940.

3.1.6.5. Знаки безопасности и сигнальные цвета — по ГОСТ 12.4.026.

3.1.6.6. Внешние световые приборы — по ГОСТ 8769.

3.1.6.7. Тормозная система и тормозные свойства — по ГОСТ 22895.

Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность автоцементовоза полной массы па уклоне 18 %.

3.1.6.8. Уровень концентрации масла минерального и цементной пыли в воздухе рабочей зоны при разгрузке не должен превышать соответственно 5-6 мг/м3.

3.1.6.9. Дымность отработавших газов двигателя — по ГОСТ 21393 (определяют по документации на двигатель тягача).

3.1.6.10. Шумовые характеристики — по ГОСТ 12.1.003.

3.1.6.11. Уровень локальной вибрации на органах управления автоцементовоза — по ГОСТ 12.1.012.

3.1.6.12. Усилия на органах управления пневморазгрузкой — по ГОСТ 12.2.011.

3.1.6.13. Усилия на рукоятках механизма полуприцепа — по ГОСТ 3163.

3.1.7. Требования технического обслуживания и ремонта

Конструкция автоцементовоза обеспечивает ежесменное техническое обслуживание одним оператором.

Конкретные требования по приспособленности к техническому обслуживанию, а также перечень систем и узлов, подлежащих техническому обслуживанию, устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров.

3.2. Комплектность

3.2.1. В комплект поставки автоцементовоза рекомендуется включать:

рукава разгрузочные;

рукава загрузочные (для автоцементовозов типа 2);

рукава воздушные;

противооткатный упор;

рукоятку опорных стоек;

запасное колесо;

инструмент, принадлежности, ЗИП (необходимые для проведения технического обслуживания и поддержания работоспособного состояния автоцементовоза в течение гарантийного срока эксплуатации) согласно разделу «Комплектность» формуляров на конкретные типоразмеры автоцементовозов;

инструмент, принадлежности и ЗИП для комплектующих изделий в соответствии с сопроводительной документацией заводов-изготовителей.

3.2.2. К автоцементовозу прилагают следующую техническую документацию по ГОСТ 2.601;

формуляр;

техническое описание и инструкцию по эксплуатации;

паспорт сосуда, работающего под давлением;

документацию, поступающую с комплектующими изделиями.

3.3. Лакокрасочные покрытия по ГОСТ 9.032.

3.4. Маркировка

3.4.1. На автоцементовозе должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные:

товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

индекс изделия;

заводской номер;

год выпуска;

обозначение технических условий;

массу перевозимого груза;

вместимость цистерны полную;

давление рабочее;

давление пробное;

допустимую температуру стенок сосуда.

3.4.2. На цистерне должна быть нанесена ударным или безударным способом следующая маркировка:

товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

порядковый номер сосуда;

год изготовления;

рабочее давление;

пробное давление;

допустимая температура стенок сосуда.

3.4.3. Транспортная маркировка по ГОСТ 14192.

3.5. Упаковка

Требования к упаковке устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 23170.

4. ПРИЕМКА

4.1. Для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта, технических условий и конструкторской документации автоцементовозы серийного производства рекомендуется подвергать приемосдаточным и периодическим испытаниям.

Приемосдаточные испытания проводят в соответствии с настоящим стандартом, периодические — по программе-методике, утвержденной в установленном порядке.

4.2. Объемы и периодичность проведения испытаний устанавливают в технических условиях на конкретные типоразмеры автоцементовозов.

4.3. Рекомендуемые этапы испытаний приведены в табл. 1.

Таблица 1

Наименование этапа испытаний

Номера пунктов испытаний

Виды испытаний

приемосдаточные

периодические

Визуальный контроль

+

Проверка мaccы перевозимого груза

+

Проверка массы снаряженного автоцементовоза

+

Проверка производительности пневморазгрузки

+

Проверка производительности пневмосамозагрузки

+

Проверка расхода электроэнергии при пневморазгрузке

+

Проверка расхода электроэнергии при пневмосамозагрузке

Проверка расхода топлива при пневморазгрузке

Проверка расхода топлива при пневмосамозагрузке

+

Проверки производительности компрессора по воздуху

+

+

Проверка рабочего давления в цистерне

+

+

Проверка показателей надежности

+

+

Проверка удельной суммарной трудоемкости технического обслуживания

+

Пропарка качества сварных соединений

+

Проверка состояния пневмотормозной системы

+

Проверка наличии и состояния внешних световых прибором

+

Проверка герметичности цистерны и пневмосистемы

+

+

Проверка качества лакокрасочных, и гальванических покрытии

+

Проверка комплектности, маркировки, упаковки

+

Проверка соответствия требованиям безопасности

+

Контроль эргономических и экологических показателей

+

Примечание. Знак «+» означает выполнение испытаний.

4.4. В тех случаях, когда предусматривают выпуск базовой модели и нескольких модификации, периодическим испытаниям подвергают базовую модель.

Автоцементовозы других модификаций подвергают периодическим испытаниям в технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком.

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Требования к средствам испытаний

5.1.1. Перечень измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для — проведения испытаний, приводят в программе-методике, составленной на каждый вид испытаний.

5.1.2. Стандартизованные средства измерений должны быть проверены в соответствии с ГОСТ 8.513, нестандартизованные — аттестованы по ГОСТ 8.326.

5.2. Подготовка к испытаниям

5.2.1. С автоцементовозом, предъявляемым к периодическим испытаниям, представляют следующую документацию:

программу и методику испытаний;

инструкцию по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601;

акт приемосдаточных испытаний;

материалы предшествующих периодических или приемосдаточных испытаний;

5.3. Проведение испытаний

5.3.1. Визуальный контроль предъявляемого к испытаниям автоцементовоза проводят с целью проверки его комплектности, упаковки, маркировки, качества изготовления и сборки, надежности креплений, наличия смазок в агрегатах и готовности к проведению испытаний.

Осмотру подвергают все узлы и механизмы автоцементовоза.

Осмотр, проверку креплений, регулировок, число рабочих жидкостей и смазки в узлах и сопряжениях следует проводить без разборки и демонтажа сборочных единиц.

5.3.2. Массу перевозимого груза определяют по показанию автомобильных весов при загрузке автоцементовоза через верхний люк аэрированным цементом насыпной массой 1150+50 кг/м3.

5.3.3. Массу снаряженного автоцементовоза (т) определяют по показанию автомобильных весов.

5.3.4. Производительность пневморазгрузки (т/мин) определяют как отношение массы выгруженного цемента ко времени разгрузки. Время разгрузки измеряют от момента открытия разгрузочного крапа до «нулевого» показания манометра или до прекращения подачи цемента в разгрузочный трубопровод.

5.3.5. Производительность пневмосамозагрузки (т/мин) определяют как отношение массы загруженного цемента ко времени загрузки. Время загрузки измеряют с начала подачи цемента в цистерну до срабатывания сигнализатора уровня.

5.3.6. Удельный расход электроэнергии (топлива) при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке) определяют как отношение расхода электроэнергии (топлива) к массе перегруженного цемента за время пневморазгрузки (пневмосамозагрузки).

5.3.7. Производительность компрессора по воздуху (Пк)» м3/с, рассчитывают по времени поднятия давления в пустой цистерне до рабочего по формуле

,

где р2Р1

— давление в емкости в момент времени t2t1 Па;

Vу

— вместимость цистерны геометрическая, м3;

R

— газовая постоянная воздуха;

РП

— плотность воздуха в нормальных условиях (РП = 1,2046 кг/м3);

Т

— средняя термодинамическая температура газа в цистерне, К:

5.3.8. Рабочее давление (разрежение) определяют с помощью штатного манометра автоцементовоза, установленного на цистерне.

5.3.9. Удельную суммарную оперативную трудоемкость технического обслуживания и показатели надежности контролируют по данным эксплуатационных наблюдений и испытаний.

5.3.10. Качество сварных соединений проверяют в соответствии с требованиями «Правил Госгортехнадзора РФ», ГОСТ 3242, ГОСТ 7122, ГОСТ 7512, ГОСТ 20426, ГОСТ 6996.

5.3.11. Налитое и состояние внешних световых приборов проверяют визуальным контролем и включением.

5.3.12. Герметичность цистерны и пневмосистемы проверяют при давлении в цистерне, равном рабочему. При этом проводят внешний осмотр цистерны и пневмосистемы; падение давления в цистерне при отключенном компрессоре не должно превышать 0,02 МПа в течение 2 мин; Проверяют срабатывание предохранительного клапана при достижении давления в цистерне 0,16+0,01 МПа.

5.3.13. Проверка требований безопасности.

Дымность отработавших газов — по ГОСТ 21393.

Шумовые характеристики — по ГОСТ 12.1.003.

Уровень локальной вибрации — по ГОСТ 12.1.012.

Уровень концентрации масла минерального и цементной пыли и воздухе рабочей зоны при разгрузке проверяют по ГОСТ 12.1.005.

5.3.14. Методы проверки герметичности пневмотормозной системы, качества лакокрасочных и гальванических покрытий определяют в программе-методике испытании или технических условиях на конкретные типоразмеры автоцементовозов.

6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Транспортирование автоцементовозов осуществляют любым видом транспорта в соответствии с правилами, действующими па данном виде транспорта, или своим ходом.

6.2. Требования к хранению устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 15150.

6.3. Требования к консервации устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014.

7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

7.1. Требования к эксплуатации автоцементовозов — по ГОСТ 25646.

8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8.1. Изготовитель гарантирует соответствие каждого автоцементовоза требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные типоразмеры при соблюдении правил транспортирования, хранения и эксплуатации.

8.2. Гарантийный срок эксплуатации автоцементовозов — не менее 12 мес. со дня ввода в эксплуатацию, но не более гарантийного пробега тягача.

8.3. Гарантийный срок эксплуатации на комплектующие изделия устанавливают в стандартах и (или) технических условиях на них.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Термин

Пояснение

Автоцементовоз

Специализированное автотранспортное средство, имеющее герметичную емкость, заполняемую цементом

Масса снаряженного автоцементовоза

Масса автоцементовоза без тягача с комплектом ЗИП, запасным колесом, пневматическими рукавами и соплом

Производительность пневморазгрузки (пневмосамозагрузки)

Отношение массы цемента, выгруженного из цистерны (загруженного), ко времени разгрузки при помощи пневмосистемы автоцементовоза без учета времени на предварительное поднятие давления в цистерне до рабочего

Дальность подачи приведенная

Сумма геометрических длин прямолинейных вертикальных и горизонтальных участков стального трубопровода диаметром 100 мм и эквивалентных длин колен и разгрузочных рукавов. Эквивалентная длина колена под углом 90° и радиусом 1,5 м при переходе от вертикального участка к горизонтальному равна 5 м, а при переходе от   горизонтального участка к вертикальному — 8м. Эквивалентная длина одного метра рукава соответствует 2 м

Удельный расход электроэнергии при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке)

Отношение расхода электроэнергии за время пневморазгрузки (пневмосамозагрузки) к массе перегруженного цемента

Удельный расход топлива при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке)

Отношение расхода топлива за время пневморазгрузки (пневмосамозагрузки) к массе перегруженного цемента

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН НПО «ВНИИстройдормаш»

РАЗРАБОТЧИКИ:

В.С. Серяков, В.Г. Лызо, А.Я. Ландсман, И.А. Бутрин, Н.А. Лысенко

2. Принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 4-93 от 21.10.93).

3. Срок первой проверки — 1999 г.; периодичность проверки — 5 лет

4. ВЗАМЕН ГОСТ 27614-88

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на которые дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 2.601-68

;

ГОСТ 8.326-89

ГОСТ 8.513-84

ГОСТ 9.014-78

ГОСТ 9.032-74

ГОСТ 12.1.003-83

,

ГОСТ 12.1.005-88

ГОСТ 12.1.012-90

,

ГОСТ 12.2.011-75

,

ГОСТ 12.4.026-76

ГОСТ 3163-76

ГОСТ 3242-79

ГОСТ 3940-84

ГОСТ 6996-66

ГОСТ 7122-81

ГОСТ 7512-82

ГОСТ 8769-75

ГОСТ 12969-67

ГОСТ 14192-77

ГОСТ 15150-69

,

ГОСТ 20426-82

ГОСТ 21393-75

,

ГОСТ 22895-77

ГОСТ 23170-78

ГОСТ 25044-81

ГОСТ 25646-83

ГОСТ 27518-87