ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО |
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р ИСО |
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу
ИНФОРМАЦИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ. РУКОВОДСТВО ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ
СТАНДАРТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАМИ
ISO 22310: 2006
Information and documentation — Guidelines for standards drafters records
management requirements in standards
|
Москва |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Государственным учреждением Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела «ВНИИДАД» на основе аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 1260-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22310:2006 «Информация и документация. Руководство для разработчиков стандартов, устанавливающих требования к управлению документами» (ISO 22310: 2006 «Information and documentation — Guidelines for standards drafters records management requirements in standards», IDT)
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и правок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Все большее число стандартов содержит требования, касающиеся создания, использования и управления документами. Поэтому важно, чтобы новые стандарты являлись дополнениями стандартов ИСО 15489-1:2001 и ИСО/ТО 15489-2:2001 для того, чтобы документы, разрабатываемые на основании их требований, оставались последовательными, аутентичными и единообразными.
В стандартах ИСО ТК 46/ПК 11 говорится о необходимости обеспечения взаимодействия международных стандартов. Поэтому настоящий стандарт о требованиях к управлению документацией, устанавливаемых в стандартах ИСО, разрабатывался как дополнительное руководство к Директивам ИСО/МЭК.
Цель настоящего стандарта — содействие специалистам, разрабатывающим новые либо корректирующим устаревшие требования к управлению документами, заложенные в стандартах, а также обеспечивающим соответствие этих требований вышеупомянутым критериям последовательности и функциональной совместимости.
Следование настоящим руководящим принципам предполагает включение в стандарты ИСО/МЭК по управлению документами дополнительных требований, разработанных на основании общих требований, представленных в ИСО 15489.
Применение настоящих руководящих принципов обеспечит взаимодействие вышеназванных стандартов и соответствие им других стандартов по управлению документами и системами с целью их совместного использования заинтересованными организациями.
Технические комитеты ИСО, ответственные за разработку общих требований к управлению документами в стандартах, отвечают за обеспечение целостности своих стандартов. Эти технические комитеты проводят отраслевую политику и обеспечивают дальнейшее руководство в области развития стандартов для каждой отрасли. Такое руководство является дополнением к руководящим указаниям настоящего стандарта.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу ИНФОРМАЦИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ. РУКОВОДСТВО ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ System of standards on information, librarianship and publishing. Information and documentation. |
Дата введения — 2010-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт объединяет требования, предъявляемые к документам в стандартах ИСО 15489-1, ИСО/ТО 15489-2 и ИСО 23081-1 для включения их во все стандарты, регламентирующие процессы создания и хранения документов. В нем также выделены различные элементы требований, которые следует рассматривать как компоненты расширенной структуры управления документацией.
Содержащиеся в настоящем стандарте указания дополняют правила выполнения технической работы и методологию разработки международных стандартов, установленные Директивами ИСО/МЭК.
Настоящий стандарт предназначен для использования всеми организациями ИСО, участвующими в разработке проблем управления документами или требований к документации в стандартах. Он также может использоваться организациями, не входящими в состав ИСО, но применяющими стандарты ИСО на международном, региональном или национальном уровне и находящимися в процессе разработки стандартов и/или соответствующих документов, устанавливающих требования к управлению документами.
Примечание — Значение термина «стандарт» в настоящем стандарте охватывает целый ряд документов разных видов, а именно: международные стандарты, руководящие принципы ИСО/МЭК, технические спецификации, технические отчеты, общественно доступные спецификации и международные рабочие соглашения, если не указывается конкретный вид документа.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на международные стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменений к ним действительны для настоящего стандарта только после внесения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. Для недатированных ссылок действительно последнее издание стандарта, на который была произведена ссылка, включая поправки.
ИСО 15489-1:2001 Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Общие требования (ISO 15489-1:2001, Information and documentation — Records management — Part 1: General)
ИСО/ТО 15489-2:2004 Информация и документация. Управление документами. Часть 2. Руководящие принципы (ISO/TR 15489-2, Information and documentation — Records management — Part 2: Guidelines)
ИСО 23081-1 Информация и документация. Процессы управления документами. Метаданные для документов. Часть 1. Принципы (ISO 23081-1, Information and documentation — Records management processes — Metadata for records — Part 1: Principles)
ИСО/МЭК Руководство 2. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь (ISO/IEC Guide 2, Standardization and related activities — General vocabulary)
МЭК 82045-1 Управление документами. Часть 1. Принципы и методы (IEC 82045-1, Document management — Part 1: Principles and methods)
ИСО/МЭК Директивы, Часть 2. Правила для структурирования и проектирования международных стандартов (ISO/IEC Directives, Part 2, Rules for the structure and drafting of International Standards)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины, данные в Руководстве 2 ИСО/МЭК и ИСО 15489-1.
4 Общие принципы
4.1 Типовые требования, устанавливаемые в других стандартах в соответствии с ИСО 15489
Типовые требования, установленные в ИСО 15489, включают в себя:
— требования к созданию документов (правила документирования) — требования, определяющие, какие конкретные документы должны быть созданы в процессе деятельности и введены в систему документов, а также информацию, содержащуюся в этих документах, и данные, которые необходимо собрать об этих документах (метаданные об управлении документами);
— требования к хранению документов — требования, устанавливающие, как долго должны храниться документы, и каким образом их следует передавать сторонним организациям, а также как организовать их уничтожения;
— требования к доступу к документам — требования, устанавливающие, кому разрешен доступ к документам и как регулируются права доступа;
— требования к обеспечению сохранности документов — требования, определяющие условия доступа и использования документов;
— требования к системам, предназначенным для создания и хранения документов;
— инструменты или процедуры управления документами — средства типа схем метаданных, схем классификации, касающихся безопасности и доступа, а также соответствующие органы.
4.2 Дополнительные требования
Дополнительные требования включают в себя:
— целесообразность — специальные требования к управлению документами, которые могут быть разработаны только тогда, когда в этом есть необходимость и когда ссылка на ИСО 15489 является недостаточной;
— совместимость, которая должна быть обеспечена в полном объеме в соответствии с ИСО 15489
5 Руководство по разработке и структуре требований к управлению документами, устанавливаемых в стандартах
5.1 Общие положения
Большинство руководящих указаний, представленных в данном подразделе, являются дополнением к правилам, данным в Директивах ИСО/МЭК Часть 2, которые содержат требования к структуре и проектированию (порядку создания) международных стандартов.
В процессе разработки нового стандарта следует учитывать совместимость и легкость использования данного дополнения со стандартами ИСО 15489 и ИСО/МЭК 82045-1, включая следующие аспекты:
— термины и определения;
— согласованные общие элементы;
— использование согласованной общей структуры с разделами, на которые следует ссылаться;
— ясность изложения (как текста, так и оформления);
— отсутствие повторений и противоречий.
Разработка и пересмотр всех требований к управлению документами в стандартах должны следовать согласно процессам, описанным в . В организациях, где проект документа уже принят и обнародован, следует установить области применения рекомендаций и , основываясь на завершенности документа.
Во всех требованиях к управлению документами следует использовать единую терминологию для удобства их использования. По возможности в требованиях к управлению документацией следует использовать общие элементы (см. .).
5.2 Специфические отраслевые требования
5.2.1 Общие положения
Там, где предложенные требования к управлению документами касаются какой-либо конкретной области применения (отрасли), нижеследующие положения применяют как дополнение к руководству, данному в и .
5.2.2 Требования к управлению документами, касающиеся конкретной области применения (отрасли)
a) Должны быть совместимы и согласованы с общими требованиям к управлению документами.
b) Должна быть ясно определена специфика этих требований и их отношения с общими требованиями к управлению документами (например, дополнительные требования, касающиеся определенной отрасли, пояснения или и то и другое совместно).
c) Должна быть всегда четко обозначена специфика информации, касающаяся конкретной области применения (например, с использованием различных типографских стилей)
5.2.3 Спецификация разработки (техническое задание)
В случае разработки требований к управлению документами (ИСО 15489-1 п. 3.16), следует указать ссылку на стандарт ИСО 15489-1 и ИСО/ТО 15489-2 (в дальнейшем обозначенный как ИСО 15489). В случаях наличия требований, касающихся конкретной области применения (отрасли), они должны быть добавлены к основным в соответствии с рекомендуемой структурой, описанной в настоящем стандарте.
5.2.4 Работа с отступлениями
Любое отступление от спецификации проекта должно быть подтверждено комитетом, разрабатывающим стандарт и задокументировано для предоставления техническому комитету возможности обосновать эти отступления в ИСО. Кроме того, следует установить соответствующие процедуры для внесения этих изменений. За это отвечает технический комитет, работающий со стандартами.
5.3 Модель управления документами, структура и общие элементы
5.3.1 Общие положения
Рекомендуется, чтобы в требованиях к управлению документами для различных целей применялась согласованная терминология и идентифицированный набор общих элементов. Это позволит организациям осуществить внедрение стандартов на единой методологической основе.
Совместимость требований и удобство их использования могут быть повышены путем унификации стандартов. Следует согласовывать такие аспекты, как структура стандарта, количество общих элементов, а также их содержание и используемую терминологию.
5.3.2 Соответствие модели и структуре ИСО 15489
Общая структура требований к управлению документами должна быть основана на признанной модели и логической систематизации требований в соответствии с этой моделью.
Выбранная модель должна включать основные принципы, применяемые к ИСО 15489 с целью содействия:
a) пользователям в понимании этих принципов и применении систем управления документами;
b) разработчикам стандартов в построении последовательной и логической структуры.
Существующие модели требований к управлению документами развиваются, и в будущем могут появиться новые модели. Технические комитеты ИСО, разрабатывающие требования к управлению документами в стандартах, и те, кто собирается использовать другую модель, должны гарантировать ее совместимость со стандартом ИСО 15489 и стандартами, разработанными другими техническими комитетами.
Примечание — Примеры использования этих моделей приведены в ИСО 15489.
Если технический комитет, разрабатывающий проект требований к управлению документами, выбирает набор элементов, который значительно отличается от приведенного в таблице 1, то в этом случае следует ему включать в свои документы таблицы перекрестных ссылок к другим стандартам.
При формировании типовых элементов требований к управлению документами следует использовать те же самые формулировки, если подразумевается то же самое значение. Такую систематизацию элементов рекомендуется прилагать к проекту стандарта для удобства его использования, а также для совместного применения этого стандарта и стандарта ИСО 15489.
6 Типовые элементы требований к управлению документами
Цель применения систем управления документами так же, как и детали различных аспектов, представлены в ИСО 15489
Таблица 1 — Типовые элементы требований к управлению документами
Основная область применения требований к управлению документами |
Общий элемент требований |
Типовой элемент содержания требований |
Создание документов |
Административные правила, определяющие, какие документы должны быть созданы и объединены в систему документов. Кроме того, административные правила для контроля статуса документа в течение всего его жизненного цикла и средства для классификации и индексирования документа |
Требования к созданию документов |
Правила ведения деловых операций |
||
Правила классификации |
||
Правила индексирования |
||
Требования к созданию метаданных |
||
Хранение документов |
Административные правила контроля хранения и уничтожения документов, включая сроки хранения и экспертизу ценности |
Специфические требования к хранению, например: |
— юридические, налоговые, финансовые; |
||
— политика организации деловых операций; |
||
— интересы других заинтересованных сторон; |
||
— история организации; |
||
— культурные требования |
||
Доступ к документам |
Административные правила контроля и регулирования доступа к документам и их использования |
Ответственность за доступ включает в себя: |
— аспекты безопасности (физические и логические); |
||
— гарантии того, что обеспечение доступа не ставит под угрозу целостность |
||
Обеспечение сохранности документов |
Административные правила контроля выбора формата документов и процессов, связанных с обеспечением воспроизводимости документов и возможностью их восстановления. Требования к созданию и сбору метаданных о действиях, производимых при работе с документами |
Правила перемещения (миграции) документов. |
Правила выбора программного обеспечения. |
||
Руководящие принципы для выбора формата документа. |
||
Требования к метаданным |
||
Системы, создающие и управляющие документами |
Системы, создающие и управляющие документами, должны обладать качествами, гарантирующими (обеспечивающими) полноту (неизменность) содержащихся в них документов и их соответствие требованиям организации в отношении учета и контроля |
Системы должны быть: |
— надежными; |
||
— целостными; |
||
— легкими в применении; |
||
— полными; |
||
— упорядоченными |
||
Инструменты и процедуры управления документами |
Инструменты и процедуры управления должны быть разработаны так, чтобы поддерживать структуры управления документами, требуемые в системах управления |
Эти инструменты могут включать в себя: |
— схемы метаданных; |
||
— схемы классификации; |
||
— процедуры хранения документов; |
||
— схемы классификации уровней безопасности и доступа; |
||
— перечни сроков хранения; |
||
— соответствующие органы власти и управления |
||
Ответственность |
Ответственность за информацию должна быть распределена и оцениваться в соответствии с контекстом деловой деятельности |
|
Приложение ДА
(обязательное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Степень соответствия |
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 15489-1:2001 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» |
ИСО/ТО 15489-2 |
|
* |
ИСО 23081-1 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО 23081-1-2009 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Процессы управления документами. Метаданные для документов. Часть 1. Принципы» |
ИСО/МЭК Руководство 2 |
|
* |
МЭК 82045-1 |
|
* |
ИСО/МЭК Директивы. Часть 2 |
|
* |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: — IDT — идентичный стандарт. |
Ключевые слова: документ, управление документами, система управления документами, разработка требований к управлению документами, типовые требования к управлению документами, специфические требования к управлению документами, требования к созданию документов, требования к хранению документов, требования к доступу, требования к обеспечению сохранности документов, требования к системам управления документами