ГОСТ 20444-85 Шум Транспортные потоки Методы измерения шумовой характеристики

Автор: | 17.02.2015

Часть 1   |      

ГОСТ 20444-85

Группа Т34


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Шум

ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

Методы измерения шумовой характеристики

Noise. Traffic flows. Methods of noise characteristic measurement


МКС 17.140.30

ОКП 57 6200

Дата введения 1986-01-01

Постановлением  Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. N 59 дата введения установлена 01.01.86

ВЗАМЕН  ГОСТ 20444-75

ПЕРЕИЗДАНИЕ

Настоящий  стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.

Стандарт  соответствует международным стандартам ИСО 1996-1 и ИСО 3095 в части проведения измерения.

     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.  Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки  фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов.

1.2.  Шумовой характеристикой транспортных потоков является эквивалентный уровень звука , дБА.

           

     

2. АППАРАТУРА


 2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами, соответствующими ГОСТ 17187-81.

Допускается  применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука, соответствующих ГОСТ 17187-81.

2.2.  Аппаратура, предназначенная для измерения  шумовой характеристики, должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке.

2.3.  Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков.

Примечание.  Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном.

           

     

3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ


 3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.

3.2.  Измерения следует проводить при условии, что поверхность  проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим.

3.3.  Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков.

3.4.  Измерение не должно проводиться во время  выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для  защиты измерительного микрофона от ветра.

3.5.  При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций, магнитных и электрических полей, радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкциям по эксплуатации приборов.

           

     

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

4.1.  При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (далее — автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (далее — мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или обочине на расстоянии (7,5±0,2) м от оси  ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,5±0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не   ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.

В  случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м от уровня земли.

4.2.  При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте (1,5±0,1) м от уровня земли.

В  условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м от уровня земли.

4.3.  Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.

4.4.  Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение "А", а переключатель временной характеристики  — в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.

4.5.  Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать  проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.

       

4.6.  Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.

4.7.  Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.

4.8.  При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.  

4.9.  При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого  входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука , дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.

    

 

4.10.  Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.

4.11.  Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных потоков, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.

4.12.  Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения.

                

    

5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

5.1.  Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с приложением 1.

5.2.  Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 2.

5.3.  Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого  входят только трамваи, при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 3.

5.4.  Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 4.

           

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

           

ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

1.  Место  проведения измерения.

2.  Дата и время проведения измерения.

3.  Продолжительность проведения измерения.

4.  Аппаратура.

5.  Эквивалентный уровень звука.

6.  Форма 1 — для записи измеряемых уровней звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

7.  Форма 2 — для расчета  эквивалентного уровня звука  транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

8.  Форма 3 — для определения интенсивности движения и состава транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

9.  Форма 4 — для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев.

10.  Форма 5 — для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов.

11.  Схематический ситуационный план участка.

12.  Поперечный разрез участка.

13.  Продольный уклон проезжей части улицы или дороги.

14.  Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги.

15.  Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути.

16.  Название организации, проводившей измерение.

17.  Должности, фамилии и подписи лиц, проводивших измерение.

           

Форма 1





















Уровни звука, дБА



  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

     

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

     

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

     

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Форма 2






Интервалы уровней звука, дБА


Отметка отсчетов уровней звука

в интервале


Число отсчетов уровней звука  в интервале


Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %


Частные индексы


1


2


3


4



5


От 18 до 22



  

  

  

  

" 23 " 27



  

  

  

  

" 28 " 32



  

  

  

  

" 33 " 37



  

  

  

  

" 38 " 42



  

  

  

  

" 43 " 47



  

  

  

  

" 48 " 52



  

  

  

  

" 53 " 57



  

  

  

  

" 58 " 62



  

  

  

  

" 63 " 67



  

  

  

  

" 68 " 72



  

  

  

  

" 73 " 77



  

  

  

  

" 78 " 82



  

  

  

  

" 83 " 87



  

  

  

  

" 88 " 92



  

  

  

  

" 93 " 97



  

  

  

  

" 98 " 102



  

  

  

  

Суммарное  число отсчетов уровней звука …    Суммарный индекс …

=…  дБА. Эквивалентный уровень звука  =… дБА.

Примечание.  Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука.

Форма 3
















 

Виды транспортных средств



 



Трамваи


  

Направ-

ление движе-

ния


Легковые автомобили


Грузовые автомобили, автомобили- тягачи и автопоезда


Автобусы


Троллей-

бусы


Мотоциклы, моторол-

леры, мопеды и мотовело-

сипеды


Суммар-

ное число транс-

портных средств




Интен-

сивность движе-

ния, ед./ч




  

Чис-

ло


Интен-

сив-

ность движе-

ния,

тр./ч




  

Чис-

ло


Доля, %

Чис-

ло


Доля, %

Чис-

ло


Доля, %

Чис-

ло


Доля, %

Чис-

ло


Доля, %

  

  





А-Б


  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  



  

Б-А


  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

  

В обоих направ- лениях


  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  



  

 

Примечания: 

1.  Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука.

2.  К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля.

3.  Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств.

4.  Интенсивность движения следует определять перемножением суммарного числа транспортных средств на коэффициент , где — продолжительность измерения, мин.

   

  

5.  Направление соответствует направлению возрастания нумерации домов.     

Форма 4






Уровень звука


, дБА


Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном


, с



Длина трамвая


, м


Скорость движения трамвая


, м/с


Время действия уровня звука


дБА, , с


1


2


3



4


5


     Примечания:

     

     1. Скорость движения трамвая , м/с, следует определять по формуле

          

,

где — длина трамвая, м;

       — время проезда трамвая перед измерительным микрофоном, с.

  

2.  Время действия уровня звука , дБА, , с, следует определять по номограмме.

       

Форма 5







Тип поезда


Уровень звука


, дБА


Время проезда поезда перед измерительным микрофоном


, с


Время проезда головной частью поезда участка железнодо- рожного пути длиной 50 м , с


Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодо-

рожного пути длиной 50 м , с


Скорость движения поезда


, м/с


1


2


3


4


5



6


Примечание.  Скорость движения поезда , м/с, следует определять по формуле            

        

.

                

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Рекомендуемое

           

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА,

В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ,

ТРОЛЛЕЙБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ

Расчет  эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

1.  Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22, от 23 до 27, от 28 до 32, от 33 до 37, от 38 до 42, от 43 до 47, от 48 до 52, от 53 до 57, от 58 до 62, от 63 до 67, от 68 до 72, от 73 до 77, от 78 до 82, от 83 до 87, от 88 до 92, от 93 до 97, от 98 до 102 дБА.

2.  Измеренные уровни звука (форма 1 приложения  1) распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают (отметками и цифрами) в графы 2 и 3 формы 2 приложения 1.

3.  Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 приложения 1.

4.  Определяют частные индексы по табл.1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней  звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 приложения 1.

           

Таблица 1














Интервалы уровней звука, дБА



Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %

От 18 до 22


От 23 до 27


От 28 до 32


От 33 до 37


От 38 до 42


От 43 до 47


От 48 до 52


От 53 до 57


От 58 до 62


От 63 до 67




Частные индексы



0,1


0


0


0



0


1


3


10


32


100


316


0,2


0


0


0



1


2


6


20


63


200


632


0,3


0


0


0



1


3


9


30


95


300


949


0,4


0


0


0



1


4


13


40


126


400


1265


0,5


0


0


1



2


5


16


50


158


500


1581


0,6


0


0


1



2


6


19


60


190


600


1897


0,7


0


0


1



2


7


22


70


221


700


2213


0,8


0


0


1



3


8


25


80


253


800


2530


0,9


0


0


1



3


9


28


90


285


900


2846


1,0


0


0


1



3


10


32


100


316


1000


3162


1,3


0


0


1



4


13


41


130


411


1300


4111


1,7


0


1


2



5


17


54


170


538


1700


5375


2,0


0


1


2



6


20


63


200


632


2000


6324


3


0


1


3



9


30


95


300


949


3000


9486


4


0


1


4



13


40


126


400


1265


4000


12648


5


1


2


5



16


50


158


500


1581


5000


15810


6


1


2


6



19


60


190


600


1897


6000


18972


7


1


2


7



22


70


221


700


2213


7000


22134


8


1


3


8



25


80


253


800


2530


8000


25296


9


1


3


9



28


90


285


900


2846


9000


28458


10


1


3


10



32


100


316


1000


3162


10000


31620


12


1


4


12



38


120


379


1200


3794


12000


37944


14


1


4


14



44


140


443


1400


4427


14000


44268


16


2


5


16



51


160


506


1600


5059


16000


50592


18


2


6


18



57


180


569


1800


5692


18000


56976


20


2


6


20



63


200


632


2000


6324


20000


63240


25


3


8


25



79


250


791


2500


7905


25000


79050


30


3


9


30



95


300


949


3000


9486


30000


94860


35


4


11


35



111


350


1107


3500


11067


35000


110670


40


4


13


40


126


400


1265


4000


12648


40000


126480


45


5


14


45



142


450


1423


4500


14229


45000


142290


50


5


16


50



158


500


1581


5000


15810


50000


158100


60


6


19


60



190


600


1897


6000


18972


60000


189720


70


7


22


70



221


700


2213


7000


22134


70000


221340


80


8


25


80



253


800


2530


8000


25296


80000


252960


90


9


28


90



285


900


2846


9000


28458


90000


284580


100


10


32


100



316


1000


3162


10000


31620


100000


316200



Продолжение табл.1












Интервалы уровней звука, дБА



Доля числа

отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %

От 68

до 72


От 73

до 77


От 78

до 82


От 83

до 87



От 88

до 92


От 93

 до 97


От 98

до 102




Частные индексы



0,1


1000


3162


10000


31620



100000


316200


1000000


0,2


2000


6324


20000


63240



200000


632400


2000000


0,3


3000


9486


30000


94860



300000


948600


3000000


0,4


4000


12648


40000


126480



400000


1264800


4000000


0,5


5000


15810


50000


158100



500000


1581000


5000000


0,6


6000


18972


60000


189720



600000


1897200


6000000


0,7


7000


22134


70000


221340



700000


2213400


7000000


0,8


8000


25296


80000


252960



800000


2529600


8000000


0,9


9000


28458


90000


284580



900000


2845800


9000000


1,0


10000


31620


100000


316200



1000000


3162000


10000000


1,3


13000


41106


130000



411060


1300000


4110600


13000000


1,7


17000


53754


170000



537540


1700000


5375400


17000000


2,0


20000


63240


200000



632400


2000000


6324000


20000000


3


30000


94860


300000



948600


3000000


9486000


30000000


4


40000


126480


400000



1264800


4000000


12648000


40000000


5


50000


158100


500000



1581000


5000000


15810000


50000000


6


60000


189720


600000



1897200


6000000


18972000


60000000


7


70000


221340


700000



2213400


7000000


22134000


70000000


8


80000


252960


800000



2529600


8000000


25296000


80000000


9


90000


284580


900000



2845800


9000000


28458000


90000000


10


100000


316200


1000000



3162000


10000000


31620000


100000000


12


120000


379440


1200000



3794400


12000000


37944000


120000000


14


140000


442680


1400000



4426800


14000000


44268000


140000000


16


160000


505920


1600000



5059200


16000000


50592000


160000000


18


180000


569160


1800000



5691600


18000000


56916000


180000000


20


200000


632400


2000000



6324000


20000000


63240000


200000000


25


250000


790500


2500000



7905000


25000000


79050000


250000000


30


300000


948600


3000000



9486000


30000000


94860000


300000000


35


350000


1106700


3500000



11067000


35000000


110670000


350000000


40


400000


1264800


4000000



12648000


40000000


126480000


400000000


45


450000


1422900


4500000



14229000


45000000


142290000


450000000


50


500000


1581000


5000000



15810000


50000000


158100000


500000000


60


600000


1897200


6000000



18972000


60000000


189720000


600000000


70


700000


2213400


7000000



22134000


70000000


221340000


700000000


80


800000


2529600


8000000



25296000


80000000


252960000


800000000


90


900000


2845800


9000000



28458000


90000000


284580000


900000000


100


1000000


3162000


10000000

 

31620000


100000000


316200000


1000000000


Часть 1   |      
  |    Часть 2   

5.  Вычисляют суммарный индекс, складывая полученные частные индексы.

6.  Определяют величину , дБА, по табл.2 в зависимости от полученного значения суммарного индекса.

           

Таблица 2

     



Суммарный индекс

 

, дБА


10



10


13



11


16



12


20



13


25



14


32



15


40



16


50



17


63



18


79



19


100



20


126



21


159



22


200



23


251



24


316



25


398



26


501



27


631



28


794



29


1000



30


1259



31


1585



32


1995



33


2512



34


3162



35


3981



36


5012



37


6310



38


7943



39


10000



40


12590



41


15850



42


19950



43


25120



44


31620



45


39810



46


50120



47


63100



48


79430



49


100000



50


125900



51


158500



52


199500



53


251200



54


316200



55


398100



56


501200



57


631000



58


794300



59


1000000



60


1259000



61


1585000



62


1995000



63


2512000



64


3162000



65


3981000



66


5012000



67


6310000



68


7943000



69


10000000



70


12590000



71


15850000



72


19950000



73


25120000



74


31620000



75


39810000



76


50120000



77


63100000



78


79430000



79


100000000



80


125900000



81


158500000



82


199500000



83


251200000



84


316200000



85


398100000



86


501200000



87


631000000



88


794300000



89


100000000



90


     

     7. Эквивалентный уровень звука , дБА, вычисляют по формуле

     

.

Пример расчета

На магистральной улице проведены измерения уровней звука, результаты которых представлены в форме 1.

          

     

Форма 1





















Уровни звука, дБА


59


63


65


64


66


65


67


67


69


71


74


75


73


71

 

68


69


71


70


73


74


72


68


67


65


63


63


65


67


68


70


71


72


74


72



70


69


67


67


65


64


64


66


67


67


69


70


70


72


73


75


73


71


71


69



69


68


66


68


69


71


71


70


68


67


65


66


65


63


64


66


67


66


69


70

 

71


71


70


69


68


68


66


67


65


66


68


70


71


70


72


74


75


73


72


70




68


69


71


70


71


68


69


71


70


72


74


76


74


75


77


75


76


74


73


71

 

73


70


69


71


73


75


74


76


77


77


75


76


74


73


71


70


72


69


68


70

 

73


71


74


75


77


75


76


73


72


69


66


68


67


66


65


63


62


63


64


61

 

62


60


61


63


65


64


67


68


70


73


71


72


74


74


75


74


71


70


68


70

 

69


67


63


62


64


67


66


68


69


71


71


73


74


72


70


73


76


75


73


70

 

68


66


67


69


67


65


63


65


64


65


67


66


67


69


72


73


74


76


75


77

 

79


77


75


76


73


71


69


66


64


63


65


63


64


63


65


67


70


71


70


72

 

71


73


75


74


76


77


76


74


71


70


71


69


67


68


66


65


64


62


64


68

 

69


72


74


75


77


80


76


73


71


69


67


68


65


67


69


68


70


71


70


72



72


69


67


64


63


61


60


63


66


65


67


70


73


74


77


75


72


70


71


69

 

70


68


67


65


62


61


Требуется  рассчитать эквивалентный уровень звука , дБА.

Расчет  производим в следующем порядке.


 

1.  Измеренные уровни звука, представленные в форме 1, распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок.

2.  Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале.

Форма 2






Интервалы уровней звука, дБА


Отметки отсчетов уровней

звука в интервале


Число отсчетов уровней звука в интервале


Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука

в суммарном числе отсчетов, %


Частные индексы


1


2


3


4



5


От 18 до 22



  

  

  

  

" 23 " 27



  

  

  

  

" 28 " 32



  

  

  

  

" 33 " 37



  

  

  

  

"38 " 42



  

  

  

  

" 43 " 47



  

  

  

  

" 48 " 52



  

  

  

  

" 53 " 57



  

  

  

  

" 58 " 62



////////////


12


4


4000


" 63 " 67


//////////// //////////// //////

//////////// //////////// //////     

//////////// //////////// //////

     

88


30


94860


" 68 " 72


//////////// //////////// //////////// ////

//////////// //////////// ///////////////

//////////// //////////// /////////////// ////

     

123


40


400000


" 73 " 77


//////////// //////////// ////////////

//////////// //////////// ////////////

//////////// //////////// ////////////

     

75


25


790500


" 78 " 82



//


2


0,7


70000


" 83 " 87



  

  

  

  

" 88 " 92



  

  

  

  

" 93 " 97



  

  

  

  

" 98 " 102



  

  

  

  

Суммарное  число отсчетов уровней звука — 300. Суммарный индекс 1359360 =61 дБА. Эквивалентный уровень звука =71 дБА.

Результаты  подсчетов заносим в графу 3 формы 2.

   

  

3.  В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука, которое в рассматриваемом примере равно 300. Так, например, в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов, доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25%.

Полученные  доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2.

4.  По табл.1 приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов (графа 1 формы 2) и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов (графа 4 формы 2).

Если  в табл.1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов, значение частного индекса берется для доли числа отсчетов, ближайшей по величине к данной доле числа отсчетов. Так, например, для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т.д.

Результаты  подсчетов заносим в графу 5 формы 2.

5.  Вычисляем суммарный индекс, равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360.

6.  Для полученного суммарного индкеса определяем по табл.2 приложения 2 величину , дБА, которая в данном случае равна 61 дБА (принимается значение поправки по наиболее близкому указанному в табл.2 значению суммарного индекса).

    

 

7.  Вычисляем эквивалентный уровень звука , дБА, по формуле     

дБА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ

Расчет  эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

1.  Определяют среднее значение измеренных уровней звука , дБА, по формуле

           

,


где — измеренные уровни звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);

       — число измеренных уровней звука.

  

2.  Определяют среднее значение времени действия , с, уровней звука по формуле

           

,

где — время действия, с, уровней звука   (графа 6 формы 5 приложения 1).

  

3.  Определяют величину поправки , дБА, по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука .








Среднее значение времени действия , с, уровней звука



3


4


5


6


7


8


Поправка , дБА


-30,8


-29,5


-28,6


-27,8


-27,1


-26,5


4.  Определяют значение поправки 10 , дБА, где — число измеренных уровней звука.

   

  

5.  Эквивалентный уровень звука , дБ, вычисляют по формуле

           

.

Пример расчета

     На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев, результаты которых представлены в форме

          

     

Форма







Модель трамвая


Уровень звука


, дБА


Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном  , с


Длина трамвая


, м


Скорость движения трамвая , м/с

 

Время действия


, с, уровня звука


 


1



2


3


4


5


6


Т-2


88


1,3


15



11,5


4,7


"

82


1,2


15



12,5


4,3


"

88


2,8


30



10,7


7,4


"

88


1,4


15



10,7


5,0


"

87


1,4


15



10,7


5,0


"

88


1,5


15



10,0


5,4


"

88


1,4


15



10,7


5,0


"

86


2,7


30



11,1


7,2


"

86


1,4


15



10,7


5,0


"

87


1,3


15



11,5


4,7


"

88


1,4


15



10,7


5,0


"

86


1,2


15



12,5


4,3


"

86


1,3


15



11,5


4,7


"

87


2,7


30



11,1


7,2


"

87


1,5


15



10,0


5,4


"

86


1,4


15



10,7


5,0


"

85


1,3


15



11,5


4,7


"

86


1,4


15



10,7


5,0


"

87


2,6


30



11,5


6,9


"

85


1,2


15



12,5


4,3



Расчет  эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.


1.  Определяем среднее значение измеренных уровней звука

           

=86,6 дБА.

     2. Определяем среднее значение времени действия уровней звука

    

=5,3 с.

3.  Определяем значение поправки по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука

          

=-28,4 дБА.

     4. Определяем значение поправки 10. В рассматриваемом примере=20.     

     

10=13 дБА.

5.  Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев, которое округляем до целого числа

.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ

Расчет  эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

1.  Вычисляют эквивалентные уровни звука , дБА, отдельных поездов по формуле      

,


где -й уровень звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);

       — продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов, с;

       — время проезда -го поезда перед измерительным микрофоном, с (графа 3 формы 5 приложения 1);

       — скорость движения -го поезда, м/с (графа 6 формы 5 приложения 1);

       — расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона, м; обычно =25

 м.

2.  Эквивалентный уровень звука , дБА, потока поездов определяют путем энергетического суммирования полученных эквивалентных уровней звука отдельных поездов, , дБА, по формуле

или  при помощи таблицы.















Разность двух складываемых эквивалентных уровней звука



0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


15


20


, дБА


  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Добавка к более высокому эквивалентному уровню звука, дБА


3,0


2,5


2,0


1,8


1,5


1,2


1,0


0,8


0,6


0,5


0,4


0,2


0,1


Сложение  эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производят последовательно, начиная с максимального, в следующем порядке:

—  вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука;

—  определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней;

—  производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука.

Аналогичные  действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т.д.

                

Пример расчета

На  участке территории, прилегающей к железной дороге, проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов, результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м.

Форма







Тип

 поезда


Уровень звука,


, дБА


Время проезда поезда перед измерительным микрофоном


, с


Время проезда головной частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м , с


Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м , с



Скорость движения поезда


, м/с


1


2


3


4



5


6


Электропоезд

     

85


11,6


2,2


2,1


23,2


То же

     

83


11,9


2,2


2,2


22,7


"

     

82


15,5


2,9


2,9


17,5


"

     

88


9,3


2,0


2,1


24,4


"

     

82


13,4


2,4


2,6


20,0


Пассажирский

     

78


23,1


2,8


2,8


17,8


Электропоезд

     

79


16,2


3,0


3,0


16,7


То же

     

82


13,1


2,4


2,4


20,8


"

     

89


11,0


2,1


2,0


24,4


Грузовой

     

80


92,0


3,9


3,6


13,4


Электропоезд

     

78


17,6


3,2


3,4


15,2


То же

     

86


8,9


1,9


2,0


25,1


     

     Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.

     

     1. Вычисляем эквивалентные уровни звука , дБА, отдельных поездов по формуле     

     

.

     Так, например, эквивалентный уровень звука пассажирского поезда равен

     

     дБА.

2.  Полученные эквивалентные уровни звука располагаем в ряд по степени уменьшения:

64,2;  64,2; 62,5; 60,4; 60,4; 58,5; 58,5; 58,0; 57,9; 56,2; 55,9; 55,2.

3.  Производим последовательное сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы, начиная с максимального. Вычисляем разность первого и второго эквивалентных уровней звука

64,2-64,2=0.

По  таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к одному их них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 0, добавка составляет 3 дБА.

Произведем  сложение полученной добавки и одного из складываемых эквивалентных уровней звука

           

64,2+3=67,2.

Вычисляем  разность полученной суммы эквивалентных уровней звука и третьего эквивалентного уровня звука     

67,2-62,5=4,7 дБА.

По  таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к более высокому из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 4,7, добавка составляет 1,3 дБА. Производим сложение полученной добавки и более высокого из складываемых эквивалентных уровней звука     

67,2+1,3=68,5 дБА.

Аналогичные  действия проводим с полученной суммой трех эквивалентных уровней звука и четвертым уровнем и т.д. В результате сложения эквивалентных уровней звука отдельных поездов получаем  значение эквивалентного уровня звука потока поездов, которое округляем до целого числа     

=71,1 дБА 71 дБА.



Текст документа сверен по:     

официальное издание

Шум от транспорта: Сб. ГОСТов. —

М.: ИПК Издательство стандартов, 2005


  |    Часть 2