Прекращение аренды нежилого помещения – обычная практика рынка недвижимости. Причины такого шага многовариантны, инициативу могут проявлять как арендодатель, так и арендатор. Надо учесть, что при процедуре расторжения арендного договора нередко появляется необходимость в составлении письма-уведомления о расторжении договора аренды. Как составить этот документ грамотно?
Правила расторжения договора
Основания для расторжения арендного договора перечислены в ГК РФ. Если не вдаваться в детали, выявляя все нюансы, можно выделить несколько основных причин расторжения:
- По соглашению сторон.
- На основании решения суда, если инициатором выступает одна из сторон, предъявляющая конкретные нарушения ответчиком условий договора.
- Судебное решение по требованию одной из сторон в ситуациях, которые предусмотрены ГК РФ или иными законами, а также самим договором.
- Отказ от соблюдения условий договора одной стороной, если он допускается по закону или по соглашению сторон.
Вариант соглашения сторон – идеальный, так как в этой ситуации можно решить вопрос, не дожидаясь бумаг из суда. Арендодатель (или арендатор, особого значения этот факт не имеет) пересылает другой стороне письмо с указанием в нем своих намерений расторгнуть договор, если партнер не возражает, стороны подписывают соглашение по вопросу прекращения отношений, предусмотренных арендным договором. В завершение потребуется подписать акт приема-передачи помещения, бывшего в аренде, и можно ставить точку. Письмо в этом случае – просто юридическая формальность.
При возможности решить вопрос прекращения договорных отношений соглашением сторон надо обязательно воспользоваться ею. Если добровольного согласия нет, есть риск затянуть судебные тяжбы надолго. Особенно, если арендодателя не устраивают ваши намерения освободить помещение, и дело передается на рассмотрение суда.
Исключением из этого правила, может быть, отказ какой-либо стороны выполнить условия договора, но это возможно тогда, если в договоре на аренду помещения чётко прописаны пункты, когда это возможно. Если возникает необходимость расторжения договора, и эта возможность в нём отражена, то необходимости в суде нет — уведомление отправляют другой стороне, и отношения прекращаются автоматически.
В каких случаях требуется уведомление
Письменное подтверждение ожидаемого расторжения арендного договора потребуется в таких случаях:
- Если договор заключили на неопределенный срок. ГК регламентировано: прекращение возможно только после предупреждения о своих намерениях другой стороны. Уведомлять о своем желании съехать (или освободить помещение для арендодателя) необходимо за 3 месяца до желаемого финала.
- Если в документе есть условие, в соответствии с которым он может быть продлен автоматически.
- При отказе от выполнения условий договора одной из сторон, кто именно – значения не имеет.
При обоюдном согласии, как уже упоминалось, уведомление превращается в простую формальность. Относительно одностороннего отказа, то обычно он влечен за собой материальный ущерб противоположной стороны.
Поэтому так важно еще на этапе подготовки договора аренды прописать детально все условия по его досрочному расторжению. Важно настаивать на конкретном указании таких положений: возможность у сторон отказаться от обязательств, если ответ утвердительный, то перечислить все возможные обстоятельства, когда можно воспользоваться этим правом.
Срок уведомления по поводу прекращения договора надо продумывать основательно, учитывая все возможные риски. Если договор составлен наспех, вероятность того, что вопрос станет предметом длительного судебного разбирательства, велика.
Как грамотно подготовить уведомление
Специальный бланк или другая унифицированная форма для уведомления о досрочном расторжении арендного договора не предусмотрены. Но свободная форма не исключает необходимости учесть все юридические тонкости, чтобы все условия в дальнейшем трактовались однозначно.
Вот общие рекомендации для составления уведомления:
- Начинают с указания названия документа — «Уведомление». После заголовка должно быть уточнение: «об одностороннем отказе от выполнения условий договора аренды».
- В шапке уведомления (вступительной части) детально указываются реквизиты каждой из сторон-участников договора аренды. Подробные реквизиты включают наименование организации, сведения об ИНН (КПП), номер банковского счёта и другие реквизиты банка, юридический и фактический адреса, телефоны.
- При упоминании реквизитов другой стороны сначала пишут соответствующее обращение к руководителю, который представляет организацию (к, примеру, «Управляющему»), затем указывают наименование предприятия, и, наконец, фамилию, имя, отчество без сокращений.
- Следующий раздел – содержательная часть, в которой представляют данные об арендном договоре, подлежащем расторжению. Из обязательной информации надо указать номер договора и полное название, дату оформления, место, где он был подписан, стороны, которые участвовали в этом соглашении.
- Теперь указывают пункт договора, оговаривающий возможность и порядок его расторжения. В соответствии с этим пунктом и в его рамках прописываются причины – повод для прекращения аренды.
- В конце указывается дата расторжения соглашения или срок прекращения его действия после получения данного уведомления.
- Не забудьте о дате написания документа и его исходящем номере.
- Заверяют деловую бумагу печатью и подписью руководителя, принимающего решение, с обязательным указанием его должности и расшифровкой фамилии.
Передача письма — уведомления
Как правильно передать письмо – вопрос, заслуживающий особого внимания. Если ваше решение о завершении арендных отношений противоположную сторону не устраивает, она неизбежно будет тянуть время. В частности, неполученное письмо — прекрасное и законное основание для этого. В связи с этим надо постараться вручить уведомление лично в руки руководителю организации. Процедура обязывает его здесь же расписаться в получении документа, что может ускорить процесс существенно.
Если нет возможности передать письмо в руки, документ отправляют почтой в виде заказного письма с уведомлением. К документу надо приложить опись вложения, в которой необходимо проставить реквизиты документа и дать краткую информацию о содержании. Пересылают письмо и на фактический, и на юридический адрес. При подозрении на уклонение адресата от получения письма можно отправить копии документа по всем известным адресам. Главное, чтобы факт получения письма был зафиксирован сотрудниками почты хотя бы в одном случае.
Образец уведомления
Образцом письма-уведомления может быть такой пример:
Руководителю строительной организации «Современный дом»
Сидорову Петру Семеновичу
Адрес: г. Белгород, ул. Есенина, 12
Тел. +7 (814)123-45-67
Банковские реквизиты: ИНН 87000111.КПП 87001122
Исх.№ 1543 от 27 апреля 2015 г.
Уведомление
об одностороннем отказе от выполнения условий договора аренды
17 сентября 2013 г. между предприятиями «Современный дом» (Арендатор) и ООО «Виола»(Арендодатель) был составлен договор аренды № 432 (в дальнейшем – просто Договор).
На основании п. 6.2. данного Договора наша фирма имеет право расторжения Договора в одностороннем порядке при условии, что другая сторона нарушает п. 8.4. Договора.
В соответствии с п.8.4 Договора Ваше предприятие обязалось сделать ремонт офисных помещений, но в оговоренный срок своих обязательств не выполнило, нарушив тем самым условия заключения Договора.
В связи с вышеизложенным, настоящим письмом уведомляю Вас, что считаю Договор аренды № 432 от 17 сентября 2013 г. расторгнутым. Решение вступает в силу с момента получения руководителем предприятия настоящего письма.
Дата и подпись
Бланк письма-уведомления о расторжении договора аренды по инициативе арендатора скачать