Претензия в страховую компанию оформляется документально и представляет собой требование страхователя (лица, страхующего собственность) о возмещение ущерба, причиненного при наступлении страхового случая. В договоре страхования обозначен порядок предъявления, а также урегулирования претензий, однако страхователь должен знать основные правила составления претензии и свои возможные действия.
Основная цель документа – быстрое досудебное решение проблемы. Как правило, скорость и объем удовлетворения претензии зависит от грамотности и профессиональности ее составления. Страховые компании предлагают специальные формы-бланки, но претензию можно составить самостоятельно при соблюдении основных правил.
Например, при дорожно-транспортном происшествии в заявлении обязательно указывают:
- Наименование адресата: ФИО, должность лица, которому направляется документ (обычно директору страховой компании). Дополнительная информация об отправке копий в союз автостраховщиков и службу страхового надзора добавит претензии значимости.
- Данные отправителя: ФИО, адрес и контактный телефон.
- Подробное описание страхового случая: данные участников ДТП (государственный регистрационный номер транспорта, номер справки о ДТП, номер полиса ОСАГО виновника, номер протокола и постановления по делу).
- Описание действий, предпринятых страхователем: дата обращения в страховую компанию о происшествии (указывают номер дела, который присвоен страховой компанией), перечисление документов, переданных компании на основании условий договора.
- Причину подачи документа (нарушение сроков страховых выплат и прочее).
- Предъявленные страхователем требования (проведение страховых выплат в размере, а также в порядке, предусмотренном ФЗ «Об ОСАГО», проведение выплаты неустоек и прочее).
- Действия страхователя при неисполнении требований в добровольном порядке (обращение в суд и т.д.).
- Перечень документов (копий), прилагающихся к претензии.
- Дату составления и подпись страхователя.
В текст документа желательно включить ссылки на определенные статьи законов, которые нарушает страховая компания или на основании которых действует страхователь.
До и после составления претензии страхователь должен требовать от страховой компании письменного подтверждения факта приема передаваемых им документов (пометку о принятии с датой и подписью принимающих лиц на вторых экземплярах или на копиях). Отправлять составленное заявление желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
С готового варианта претензии и с документов, относящихся к страховому случаю (справки, чеки, протоколы и прочее), необходимо снять копии, которые могут понадобиться при подачи иска в суд.
Если страховая компания не удовлетворяет досудебную претензию в установленный срок, то страхователь может обратиться в суд.
До суда страхователем может быть отправлена жалоба в РСА и ФССН по поводу претензии (с приложением копии претензии), а после суда – заявление с прошением о приостановке лицензии данной страховой компании по причине подтвержденного судом нарушения действующего законодательства.
Любой другой случай нарушения компанией порядка страховых выплат служит поводом подачи претензии по аналогичной схеме с изменением лишь ее сути.
Скачать образец досудебной претензии в страховую компанию