Собеседование при приеме на работу – решающий этап при трудоустройстве. Отправив свое резюме потенциальным работодателям, не стоит расслабляться – сделано лишь полдела. Самое важное и ответственное мероприятие – собеседование при приеме на работу – впереди. От его успешного прохождения будет зависеть, примут ли вас на работу и размер будущей зарплаты.
Нового руководителя интересует лишь ваш профессионализм и позитивные личностные качества.
Легкомысленно полагаться на уже имеющийся опыт при прохождении подобных бесед и не готовиться ко всем последующим. Для каждого работодателя необходимо заранее подготовить часть ответов, чтобы представить себя с наиболее выгодной стороны. Важно также не нарушать основные правила поведения на интервью, чтобы создать у рекрутера лишь позитивное впечатление о себе. О чем же расспрашивают? Как себя при ответах выигрышно презентовать?
Беседа по телефону – первый этап общения с работодателем
Часто первое общение с потенциальным работодателем происходит по телефону. Звонит секретарь или сотрудник по набору персонала, чтобы назначить вам встречу. Этот звонок чрезвычайно важен, поскольку есть вероятность, что его результатами заинтересуется тот руководитель, к которому набирают персонал. Важно уважительно относиться и к секретарю, и к работнику HR, даже если претендуете на руководящую должность.
Имейте наготове блокнот и ручку, чтобы уточнить и записать:
- название организации, которая вам предлагает должность;
- название вакансии (если ваш профиль другой – корректно откажитесь, кратко пояснив причину);
- если заинтересованы в продолжении беседы – спросите имя звонящего, чтобы дальше в беседе вежливо к нему обращаться;
- имя, отчество, фамилию и должность того сотрудника, к кому вас записывают на собеседование;
- адрес, где будет проходить беседа (в организации может быть несколько площадок, удаленных друг от друга), чтобы прибыть без опоздания;
- а в конце разговора – фамилию, телефон и подразделение того, с кем беседуете (чтобы предупредить об изменении своих планов – если такое случится).
Перечисленная информация нужна будет при любом собеседовании, поэтому стоит сделать заготовку и вписывать в нее ответы во время беседы. В этом случае легче спланировать и дальнейшее общение с несколькими рекрутерами, если предложения поступят из нескольких источников.
Важно! В графике собеседований, если они попадают на один день, рекомендуется оставлять зазор в 2-3 часа. Во-первых, интервью с вами может затянуться. Во-вторых, по причине отдаленности офисов, где проходят собеседования. В-третьих, – на случай непредвиденной задержки начала беседы по вине работодателя.
По возможности расспросите по телефону представителя компании:
- сколько собеседований вам предстоит (сколько уровней руководителей будут проводить с вами собеседования);
- сколько в среднем длятся интервью с соискателями;
- необходимо ли заполнять анкету и проходить входящее тестирование (психологическое или на знание теории/практики).
Телефонный разговор – лишь первый этап при трудоустройстве. Старайтесь говорить кратко и емко, экономя время работодателя и свое собственное.
Чего избегать в телефонной беседе? Многословности, грубости и плохой дикции. По ту сторону телефонной трубки служащий компании тоже кратко помечает информацию о вас. Побеспокойтесь, чтобы она отражала ваши наилучшие стороны.
Подготовка к беседе с потенциальным работодателем
Если дата интервью с вами уже известна, пора начать готовиться к предстоящему собеседованию.
Документы
Из документов следует приготовить:
- паспорт;
- компактно распечатанное резюме (на русском или иностранном – в зависимости от формы собственности компании) в количестве 2-3 экз;
- дипломы, сертификаты – все то, что имеет отношение к предполагаемым обязанностям в случае трудоустройства.
Информация о компании
Потрудитесь узнать как можно больше о самой компании, куда планируете идти на беседу – через интернет, справочные издания, отзывы, размещенные вакансии. Постарайтесь найти пресс-релизы этой организации, в которых сообщается о событиях компании или о запланированных серьезных проектах.
Чем лучше будете ознакомлены с процессом создания, становления и дальнейшего развития фирмы, тем больше «козырей» выложите при ответе на вопрос: как и кем видите себя в этой компании.
Взгляните на расположение объекта на карте, продумайте маршрут. Если есть сомнения – проедьтесь туда в свободное время, чтобы без труда найти в нужный день здание и его проходную. С учетом пробок – спланируйте выезд на собеседование на полчаса-час раньше.
Типичные вопросы для соискателя
10 распространенных вопросов, на которые важно заблаговременно приготовить корректные ответы:
- Причина увольнения с последнего места работы.
- Почему стремитесь работать у нас.
- Почему мы должны взять именно вас.
- Какие профессиональные достижения имеете.
- Опишите свои неудачи и промахи в работе.
- Назовите свои основные недостатки.
- Сообщите уровень запрашиваемой зарплаты.
- Предпочитаете работу в группе или в одиночку.
- Перечислите свои хобби.
- Отношение к политике, вероисповеданию и корпоративной культуре.
Аккуратно отвечайте на эти вопросы. В каждом из них – подвох. Часть перечисленных тем в любом случае будет затронута в диалоге. А вы к ним – готовы!
Предоставляйте лишь правдивую информацию о себе (ее несложно проверить!), однако так, чтобы вызвать о себе в целом положительное мнение.
Если причина ухода – конфликт, то заметьте, что ситуация разрешена и что вы вынесли из нее нужный урок. Был скверный начальник – умолчите об этом, чтобы вас не приняли ненароком за бунтаря. Болезнь или семейные неурядицы – не стоит об этом даже упоминать. Ответы должны быть нейтральными: офис был далеко от дома, не устраивали нерегулярные денежные выплаты, отсутствовали перспективы.
О своей роли в развитии компании – в случае трудоустройства – приведите факты своих прежних достижений и удачных проектов. А лучше – цифры, свидетельствующие о вашей эффективности, и громкие имена партнеров совместных программ. С тем же рвением готовы трудиться и для новой компании.
Рассказывая о своих негативных качествах или промахах, важно признать свои недочеты (упоминайте лишь самые незначительные из них!) и дать понять, что ситуация вами исправлена, и впредь вы тщательнее будете выполнять свою работу, чтобы не допустить подобных ошибок. Самокритичность – отличное качество для любого сотрудника!
Уровень зарплаты назовите, прибавив 20-25 %, упомянув, что при положительном решении готовы ее обсудить.
О том, самостоятельно или в группе удобнее вам работать, осторожно ответьте, что нравится работать в коллективе, однако если потребуется самому начать и завершить работу, то с этим справитесь.
Об увлечениях, политике, корпоративных стандартах, вероучениях, национальности и других скользких темах следует отвечать как можно деликатнее. Смутьяны – нигде не в почете.
Не забудьте задать свои вопросы потенциальному работодателю – об обговариваемой должности, выдвигаемых требованиях к претенденту и др. Приготовьте их заблаговременно.
Внешний вид
Обдумайте, в какой одежде пойдете на встречу. Если вакансия – для работы в строгом офисе, значит – костюм, для женщин – сдержанное платье. Рабочая профессия – подойдет свободный стиль. Творческая – стильно и с изюминкой. Главное – аккуратность и чистота. Это относится к волосам, ногтям, одежде и обуви. Спортивный или концертный наряд – для тусовок и отдыха!
Собеседование: как себя презентовать
Момент собеседования – кульминационный при трудоустройстве. За эти несколько минут решится вопрос о том, примут ли вас в новый коллектив, или эта беседа станет лишь тренировкой на пути к новой работе.
Не говорите много – основное изложено в резюме. Остановитесь на выгодах, которые получит от вас новый работодатель.
5 плюсов в вашу пользу, если вы:
- пришли минут за 15 до начала встречи;
- вежливо поздоровались, сообщили о своем прибытии и терпеливо ожидаете приема;
- обратились к интервьюеру по имени-отчеству;
- доброжелательны и уравновешены на протяжении всего интервью;
- поблагодарили в конце собеседования за то, что вам уделили время и предоставили возможность поучаствовать в конкурсе на вакансию.
Изменились планы – непременно известите об этом служащего компании. Возможно, удастся перенести встречу на другой день.
5 ошибок во время диалога:
- нервно теребите предметы, постукиваете, колышете ногой;
- перебиваете спрашивающего;
- ухмыляетесь, уклоняясь от ответа;
- ведете себя развязно, раскачиваетесь на кресле;
- отвечаете так тихо, что вас постоянно переспрашивают, отводите глаза.
Не расслышали или недопоняли вопрос – спросите еще раз. Будьте естественнее и увереннее – это привлекает людей!
Часто при опросе рекрутер умышленно задает каверзный вопрос, чтобы проследить за реакцией собеседника. Не конфузьтесь, составьте как можно более мягкий и корректный ответ. А если получится – деликатно отшутитесь.
Уходя, спросите, как вы узнаете о решении, которое будет принято относительно вашей кандидатуры. Скажут, что сообщат на электронную почту или позвонят. Останется только ждать.
После собеседования
Как поступить, если прошло много времени после собеседования, а все еще не перезвонили? Ждать или звонить самому?
Назовем несколько причин, по которым организация может задерживать с ответом:
- большой конкурс на вакантное место, потому проводят беседы с каждым претендентом;
- конкурс небольшой, но объективно никто не подходит (и вы в том числе), то есть ждут новых кандидатов, а вас поместили в резерв;
- процесс согласования новых сотрудников проходит несколько стадий, а это иногда занимает недели и даже месяцы;
- сотрудник, занимающийся подбором персонала, – в командировке, в отпуске, на больничном.
Сами рекрутеры и работники эйчара советуют проявлять инициативу и через 3-5 дней после проведенной встречи самим интересоваться принятым решением. Это продемонстрирует вашу заинтересованность и настойчивость.
И даже услышав отказ, не стоит чрезмерно огорчаться, ведь теперь можно с новыми силами рассылать резюме и готовиться к следующим вселяющим надежду собеседованиям.
Проходя собеседование, знайте, что должны чувствовать себя с представителем компании на равных. Не только вас выбирают, но и вы вправе отклонить поступившее предложение.