Чтобы составить хорошее, информативное письмо необходимо уделить особое внимание его форме и содержанию.
Для официальных писем используют специальные бланки, которые соответствуют стандарту. Они содержат обязательные реквизиты, расположенные в определенном порядке.
Выделяют:
- инструкционные письма,
- гарантийные письма,
- деловые письма,
- рекомендательные письма,
- официальные письма,
- сопроводительные письма,
- благодарственные письма,
- рекламные письма,
- коммерческие письма,
- рекламационные письма или претензия
а также письма:
- запрос,
- извещение,
- ответ,
- благодарность,
- приглашение,
- жалоба,
- просьба,
- соболезнование и прочие.
На лист бланка наносят типографским способом постоянные элементы. В настоящее время типовые бланки практически не используют, так как бумагу со всеми необходимыми реквизитами можно распечатать самостоятельно на принтере. Помимо основного текста письмо содержит информацию об адресате: название организации-отправителя, контактные данные, номер письма и т.д. Реквизиты могут иметь продольное либо угловое расположение.
На восприятие содержания письма влияет соблюдение принципов технической эстетики при его оформлении. Человеческий глаз легче фиксирует верхнюю часть объектов, поэтому в письме она более насыщена, а нижняя – наоборот, более «устойчива».
Стандарты формуляров-образцов устанавливают формат и размер полей документов, находящихся в унифицированной системе, требования к конструкционной сетке, наличие и порядок расположения реквизитов. Такие документы состоят из трех основных частей, расположенных в четко разграниченных зонах, что обеспечивает быстроту и легкость восприятия текста.
Обязательными признаками для отдельных видов документации являются реквизиты, установленные законом или различными положениями. Их расположение и состав должны соответствовать стандартам (ГОСТ Р.30-2003).
Общепринятые стандарты способствуют: организации централизованного изготовления бланков, снижению стоимости машинописных работ, сокращению трудозатрат на оформление и составление писем, облегчению визуального поиска необходимой информации, расширению возможности применения организационной и вычислительной техники при обработке документов.
Формуляр-образец служит основой для составления бланков всех видов управленческой документации. Отводимая площадь для расположения реквизитов равняется оптимальному объему определенного реквизита в печатных знаках.
В зависимости от назначения документы содержат до 31 реквизита. Однако их полного набора нет ни в одном документе, так как для каждого вида определен свой состав.
Для официальных писем используют следующие реквизиты:
- государственный герб (госпредприятия),
- эмблема или логотип,
- код по ОКПО (если есть),
- код по ОКУД,
- наименование предприятия,
- юридический и почтовый адрес,
- банковские реквизиты,
- номер телефона и факса,
- индекс документа,
- дата,
- ссылка на индекс и дату,
- адресат,
- заголовок,
- текст,
- подписи,
- ФИО и телефон исполнителя.
Если нужно, прописывают адреса веб сайтов и электронной почты предприятия.
Совокупность реквизитов в официальном письме называют формуляром. Некоторые нанесены на бланк типографским способом. Все документы помимо официального письма имеют название их вида, например, «Акт», «Решение» и прочее.
Наименование организации адресата прописывают полностью и сокращенно. Требования к оформлению писем зависит от предприятия. Государственные учреждения соблюдают правила составления в обязательном порядке.