Использование путевого листа является обязательным для организаций, осуществляющих перевозку автомобильным транспортом грузов или пассажиров.
Путевой лист легкового автомобиля имеет утвержденную форму № 3 и оформляется в соответствии с требованиями, указанными в Инструкции о порядке осуществления расчетов за перевозки автомобильным транспортом. Данная инструкция вступила в силу 30.11.1983 года.
Помимо путевого листа, учет транспортных перевозок предполагает ведение Журнала учета движения путевых листов (утвержденная форма № 8). В случае перевозки грузов дополнительно составляется Товарно-транспортная накладная (оформление по форме № 1-Т). Эксплуатация грузового автотранспорта налагает на организацию обязанность по заполнению путевого листа грузового автомобиля. Для этого предусмотрена форма № 4-п или форма № 4-с.
Индивидуальные предприниматели, следуя приказу Минтранса России № 68 от 30.06.2000 года, при осуществлении автомобильных перевозок используют специальные формы путевых листов:
- форма № ПЛ-1 на легковой автомобиль;
- форма № ПГ-1 на грузовой автомобиль;
- форма № ПА-1 на автобус.
При этом принять к учету транспортные расходы предприниматель вправе лишь при условии отражения соответствующего вида деятельности (а именно «транспортные грузоперевозки») в документах о его государственной регистрации.
Водитель, осуществляя управление легковым автомобилем, принадлежащим компании, должен иметь на руках несколько документов:
- водительское удостоверение категории В;
- регистрационные документы на указанный автомобиль;
- доверенность от имени организации на право управления данным легковым автомобилем;
- путевой лист (форма № 3);
- товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т) в случае перевозки грузов;
- специальное разрешение в случае перевозки опасных или крупногабаритных грузов.
Путевой лист выдается водителю на каждый рабочий день под расписку. Если продолжительность перевозки составляет более суток (при междугородних поездках) допускается использование путевого листа на соответствующий срок.
Кроме того, организация вправе разработать и закрепить в своей учетной политике собственный путевой лист легкового автомобиля, имеющий месячный срок действия. Такой документ можно применять для подтверждения расходов на ГСМ при условии, что данный легковой автомобиль не используется для перевозки грузов или пассажиров. Об этом говорится в письме Минфина № 03-03-04/1/363 от 15.11.2005 года.
Ответственность за оформление путевого листа несет руководитель предприятия, а также лица, отвечающие за эксплуатацию данного транспортного средства (диспетчер, заправщик, механик КПП или ОТК). Не допускается заполнение путевого листа непосредственно водителем автомобиля, который лишь ставит свою подпись при выезде и возвращении в гараж.
Заполнение
Перед тем, как выдать путевой лист на руки водителю, диспетчер проставляет в нем дату выдачи, соответствующую дате регистрации листа в журнале, указывает режим работы (командировка, будний день, работа вне графика и т.д.), заполняет сведения об эксплуатируемом автомобиле и прицепе (госномер, марку, тип и гаражный номер), а также сведения о сопровождающих лицах.
Раздел «Работа водителя и автомобиля» содержит графу 2, позволяющую фиксировать время выезда и возвращения легкового автомобиля.
Раздел «Задание водителю» необходим для отражения наименования заказчика (согласно условиям договора или разовой заявки), а также времени прибытия автотранспортного средства к указанному заказчику.
Кроме того, диспетчер заполняет строку «Выдать горючее», в которой прописывает определенное расчетным путем количество горючего, необходимого для выполнения задания.
Правильность внесения указанных сведений заверяется подписью диспетчера, после чего путевой лист выдается водителю.
До выезда из гаража, водитель предъявляет путевой лист заправщику или технику, который осуществляет выдачу горючего. При этом заправщик отражает количество выданных ГСМ в графах 6 и 8 раздела «Движение горючего» и ставит свою подпись.
Пройдя предрейсовый медицинский осмотр, водитель передает путевой лист медицинскому работнику, который ставит в нем отметку о возможности доступа водителя к управлению автомобилем.
В момент выезда механик КПП или ОТК фиксирует в путевом листе показания спидометра (заполняя раздел «Работа водителя и автомобиля» этого листа), время выезда автомобиля из гаража и остаток ГСМ в баке на момент выезда. После чего механик и водитель ставят свои подписи в соответствующих разделах листа, и водитель приступает к эксплуатации автомобиля.
Заказчик проставляет необходимые отметки в графах 19, 21 и 22 путевого листа. В них отражается время приезда, а также показания спидометра во время прибытия и последующего убытия автомобиля.
Для отражения иных сведений, не предусмотренных специальными графами путевого листа (например, отметки дорожной службы, отказ заказчика и прочее), применяется строка «Особые отметки».
В конце смены при возвращении легкового автомобиля в гараж механик фиксирует время приезда и показания спидометра, заполняя графы 2, 4 и 10 раздела «Работа водителя и автомобиля».
Заправщик, принимая у водителя талоны на ГСМ, заполняет графу 11 раздела «Движение горючего» и расписывается в получении.
Факт сдачи автомобиля механику отражается в строке «Возвращение в гараж» (графы 5 и 6) и заверяется подписью водителя и механика КПП или ОТК. После чего водитель сдает свой путевой лист диспетчеру, который ставит на нем свою подпись в строке «Принял диспетчер» и регистрирует сданный путевой лист в журнале (форма № 8).
Образец формы бланка путевого листа легкового автомобиля формы №3 скачать