ГОСТ Р 21.1002-2008
Группа Ж01
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система проектной документации для строительства
НОРМОКОНТРОЛЬ ПРОЕКТНОЙ И РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
System of design documents for construction. Normocontrol of design and working documentation
ОКС 01.110
91.010.30
Дата введения 2010-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Уралгипромез" (ОАО "Уралгипромез")
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2008 г. N 717-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает задачи, содержание и порядок проведения нормоконтроля проектной и рабочей документации для строительства зданий и сооружений.
Настоящий стандарт предназначен для применения юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по подготовке проектной документации и разработке рабочей документации для строительства зданий и сооружений, независимо от форм собственности и подчинения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 21.1001-2009 Система проектной документации для строительства. Общие положения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
3.1 В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р 21.1001, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 нормоконтроль: Проверка выполнения проектной и/или рабочей документации, определение ее соответствия требованиям технических регламентов, стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС), других документов по стандартизации и заданию на проектирование.
3.1.2 текстовые документы: Текстовая часть проектной и/или рабочей документации, имеющая самостоятельное обозначение и содержащая, в основном, сплошной текст или текст, разбитый на графы.
3.1.3 графические документы: Графическая часть проектной и/или рабочей документации, имеющая самостоятельное обозначение, отображающая принятые технические и иные решения, выполняемые в виде различных видов изображений.
4 Цели и задачи нормоконтроля
4.1 Нормоконтроль проводят с целью обеспечения однозначности применения проектной и рабочей документации для строительства зданий и сооружений и ее выполнения в соответствии с установленными требованиями и правилами.
4.2 Основными задачами нормоконтроля являются:
а) соблюдение в проектной и рабочей документации требований и правил технических регламентов, стандартов СПДС, других документов по стандартизации, указанных в документации;
б) обеспечение комплектности проектной и/или рабочей документации, передаваемой заказчику, в составе, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, стандартами СПДС, условиями договора;
в) обеспечение взаимосвязи проектных решений, разрабатываемых разными специальностями, и рабочих чертежей разных марок;
г) достижения единообразия оформления, учета, хранения и внесения изменений в проектную и/или рабочую документацию;
д) обеспечение высокого качества оформления проектной и рабочей документации, выпускаемой в бумажной и/или электронной форме.
5 Содержание нормоконтроля
5.1 Нормоконтролю подлежит проектная и/или рабочая документация на различные виды зданий и сооружений, а также изменения, внесенные в ранее разработанную и выданную заказчику проектную и рабочую документацию.
Сметная документация, входящая в состав проектной и/или рабочей документации, нормоконтролю не подлежит.
5.2 Примерное содержание нормоконтроля в зависимости от вида проектных и рабочих документов приведено в таблице 1.
Таблица 1
|
|
Вид документации, документов
| Что проверяется
|
1 Проектная и рабочая документация (в бумажной и/или электронной форме)
| а) соответствие обозначения, присвоенного проектной и/или рабочей документации, установленной системе обозначения;
б) правильность выполнения основной надписи и дополнительных граф к ней;
в) наличие установленных подписей и дат на титульных листах и в основных надписях;
г) комплектность и состав документации: проектной — на соответствие требованиям, утвержденным нормативными правовыми актами; рабочей — требованиям стандартов СПДС;
д) правильность выполнения документации в соответствии с требованиями стандартов СПДС и применяемых стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
е) наличие и правильность ссылок на технические регламенты, национальные стандарты и другие документы по стандартизации;
ж) правильность примененных сокращений слов;
и) правильность применения системы единиц физических величин;
к) возможность сокращения объема документации.
|
2 Текстовые документы, содержащие сплошной текст (пояснительная записка, разделы, подразделы проектной документации, специальные технические условия, расчеты и др.)
| а) данные, указанные в пункте 1 настоящей таблицы;
б) соблюдение требований национальных стандартов на текстовые документы
|
3 Текстовые документы, содержащие текст, разбитый на графы (спецификации оборудования, изделий и материалов, опросные листы и др.).
Таблицы, помещаемые на чертежах (ведомости, спецификации, экспликации и др.)
| а) данные, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей таблицы;
б) соблюдение форм таблиц и правил их заполнения;
в) правильность наименований и обозначений оборудования, изделий и материалов;
г) соответствие номеров позиций и/или буквенно-цифровых обозначений, марок элементов конструкций указанным на чертежах;
д) соответствие предусмотренного оборудования указанному в информационных материалах предприятий-изготовителей
|
4 Графические документы (разделы, подразделы проектной документации, основные комплекты рабочих чертежей, рабочие чертежи строительных изделий, эскизные чертежи общих видов нетиповых изделий и др.)
| а) данные, указанные в пункте 1 настоящей таблицы;
б) правильность применения типовой проектной документации;
в) соответствие наименований, обозначений и числа элементов, указанных на чертеже, — данным, приведенным в спецификации, перечне элементов, ведомости и др.
|
5 Изменения, внесенные в проектную и рабочую документацию, ранее выданную заказчику
| а) данные, указанные в пунктах 1-4 таблицы;
б) соответствие формы Разрешения на внесение изменений стандарту СПДС и правильность заполнения его граф;
в) соответствие оформления вносимых изменений требованиям стандартов СПДС.
Примечание — На нормоконтроль представляют одновременно Разрешение на внесение изменений и подлинники проектной и рабочей документации, в которые внесены изменения
|
6 Проведение нормоконтроля
6.1 Нормоконтроль является обязательной частью разработки проектной и рабочей документации и ее завершающим этапом.
6.2 Вид носителя информации документации, представляемой на нормоконтроль (бумажная или электронная форма), а также порядок обеспечения идентификации бумажных и электронных документов определяет организация-разработчик.
6.3 Введение нормоконтроля в организации должно быть оформлено организационно-распорядительными документами, в которых утверждают положение о нормоконтроле и состав специалистов, осуществляющих нормоконтроль (далее — нормоконтролер).
Примечания
1 Обязанности нормоконтролера может выполнять специалист организации, обладающий необходимыми знаниями и опытом работы, на которого распорядительным документом возложено проведение нормоконтроля (при условии неучастия этого специалиста в разработке документации, проходящей нормоконтроль).
2 Если нормоконтролеры работают в составе разных подразделений, то следует их подчинить функционально ответственному за процесс проведения нормоконтроля в организации должностному лицу (руководителю службы нормоконтроля, службы стандартизации организации или другому назначенному руководством лицу).
6.4 Проектную и/или рабочую документацию предъявляют на нормоконтроль комплектно — в оригиналах (с подписями в графах "Разраб." и "Пров.") или подлинниках — при наличии всех подписей лиц, ответственных за содержание и выполнение документации, кроме утверждающей подписи руководителя организации:
а) для проектной документации — документы разделов и/или подразделов (текстовые и графические);
б) для рабочей документации — основные комплекты рабочих чертежей и прилагаемые к ним документы.
6.5 Нормоконтролер наносит в проверяемых документах (в местах, где должны быть внесены изменения) условные пометки, которые сохраняют до подписания подлинников и снимают при подписании документации нормоконтролером. Способ нанесения и снятия условных пометок устанавливает организация-разработчик.
6.6 В целях предупреждения повторных замечаний и проведения их анализа нормоконтролер оформляет замечания и предложения в перечне замечаний и предложений нормоконтролера, форма которого приведена в приложении А.
При составлении перечня нормоконтролер против каждой условной пометки кратко и ясно излагает содержание замечаний и предложений, дополняя их, при необходимости, ссылками на обозначение и номер пункта нормативного документа, требования которого были нарушены.
Данные перечня замечаний и предложений могут служить исходным материалом для оценки качества разработанной документации.
6.7 Замечания нормоконтролера, связанные с применением недействующих технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил и других нормативных документов, а также с нарушением требований стандартов СПДС, являются обязательными для исправления.
Предложения нормоконтролера, касающиеся замены индивидуальных конструкций, изделий и узлов типовыми или ранее разработанными, применяемыми повторно, учитывают в проектной и/или рабочей документации при согласии разработчиков этой документации.
6.8 Нормоконтролер подписывает проверенную проектную и/или рабочую документацию в установленной графе основной надписи.
При проведении нормоконтроля документации в электронной форме и применении электронной цифровой подписи нормоконтролер подписывает документацию в соответствии с порядком, установленным в организации.
6.9 Передача подлинников документов в архив или заменяющее его подразделение не допускается без подписи нормоконтролера.
6.10 Документация, ранее выданная заказчику, в которую внесены изменения, подлежит повторному нормоконтролю.
7 Обязанности и права нормоконтролера
7.1 Нормоконтролер обязан:
а) руководствоваться действующими техническими регламентами, документами по стандартизации и заданием на проектирование.
Примечание — Вопрос о соблюдении требований технических регламентов и документов по стандартизации, срок введения в действие которых (к моменту проведения нормоконтроля) еще не наступил, в каждом отдельном случае решается руководством организации в зависимости от установленных сроков разработки документации и строительства объекта;
б) вести записи выявленных замечаний и предложений;
в) анализировать содержание замечаний и представлять руководству организации предложения, обеспечивающие их предупреждение.
7.2 Нормоконтролер имеет право:
а) возвращать проектную и рабочую документацию разработчику без рассмотрения в случаях нарушения установленной комплектности документации и отсутствия на титульных листах и в основных надписях установленных подписей;
б) требовать от разработчиков проектной и/или рабочей документации разъяснений и необходимые материалы по возникающим вопросам;
в) не проводить нормоконтроль при наличии в документации утверждающей подписи — до проведения нормоконтроля.
7.3 Нормоконтролер несет ответственность за соблюдение в проектной и/или рабочей документации требований по вопросам, указанным в разделе 5, наравне с разработчиками документации.
7.4 Нормоконтролер, при необходимости, может быть привлечен к приемке программных средств, обеспечивающих разработку проектной и/или рабочей документации.
Приложение А
(рекомендуемое)
Форма 1 — Перечень замечаний и предложений нормоконтролера
Окончание
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009