Школьные нагрузки должны в обязательном порядке соответствовать уровню функциональных возможностей детей. Это означает, что учебного процесса должен быть организован (по времени, объему и содержанию) таким образом, чтобы за период отдыха организм ребенка восстанавливался и утомление исчезало.
Основными критериями оценки уроков для анализа школьной нагрузки – трудность и утомительность. Трудность уроков представляет собой степень усвоения материала, а утомительность – изменение работоспособности ученика. Оба эти фактора должны обязательно учитываться при составлении расписаний уроков. Кроме этого при составлении расписания учитываются работоспособность и степень утомляемости учеников.
Для снижения утомляемости расписание уроков должно учитывать продуктивные и непродуктивные дни недели и часы. Например, с 11-30 до 14-30, в наиболее непродуктивные часы, занятия должны предполагать смену формы урока, вида преподавания и, по возможности, смену вида деятельности учащихся. Очень важным является распределение уроков, требующих объемной домашней подготовки, на различные дни недели.
При составлении расписания рекомендуется пользоваться специальными шкалами для оценки трудности учебных предметов, с помощью которых можно оценить правильность расписания для любого класса (для начальных классов такие шкалы разработаны И.Г. Сивковым, для учеников 5-9 классов – НИИ ГиОЗД).
Согласно вышеуказанным шкалам расписание считается составленным правильно, если:
- в течение дня идет чередование трудных и облегченных уроков;
- составлено единое расписание для обеих половин рабочего дня;
- наибольшее количество дневных баллов приходится на такие дни недели, как вторник, среда и четверг;
- самые сложные занятия проводятся на 2-4 уроках (на 2-3 для учеников младших классов);
- учебные предметы называются одинаково в учебных планах и в расписании.
В случае «сдвоенности» трудных уроков или когда они стоят в расписании подряд, на первом или последнем уроке, в случае, когда количество домашних заданий соответствует количеству уроков, расписание составлено неправильно.
При составлении расписания рекомендуется не допускать следующих ситуаций:
- • наличие нулевых уроков;
• рассогласования расписаний первой и второй половины дня;
• перерывов между уроками продолжительностью 5 минут;
• наличия «сдвоенных» трудных уроков в 1-5 классах (исключение – лабораторная или практическая работа вторым часом).
В соответствии с вышеперечисленным, можно дать следующие общие рекомендации по распределению уроков:
- Наименьшая нагрузка согласно шкале должна приходиться на конец недели.
- Контрольные работы должны проводиться в середине недели на 2-4 уроках.
- В понедельник и в пятницу наличие «сдвоенных» трудных уроков недопустимо.
- Основная учебная нагрузка в расписании должна распределяться на 2-4 уроки.
- В начальной школе «сдвоенные» уроки недопустимы, а в 5 классе – допустимы только в некоторых особых случаях.
- Занятия второй половины дня обязаны начинаться не ранее, чем через 45 минут после окончания занятий первой половины дня.
- Желательно чередование видов деятельности в течение дня (например, уроки, требующие умственного напряжения располагать первыми, затем расположить уроки по искусству, труду и окружающему миру, а уроки физкультуры и ритмики – проводить последними).
- Необходимо учитывать количество часов на выполнение домашних заданий согласно учебному плану и следить, чтобы количество подготовок было меньше, чем количество уроков.
- Проводить нулевые уроки не разрешается.
Шаблон расписания уроков скачать (дизайн — часики))
Расписание уроков для распечатки скачать (дизайн — мальчик)